Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Техподдержка
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Опрос посетителей

Перевод факультета специальной разведки из Новосибирска в Рязань*






Включение училищ связи и автомобильного в состав РВВДКУ*






Будущее РВВДКУ*






  



Ветераны

Кровяная вода

Мы лежали в окопах весь день. Голодные - ужас. Там тек родничок, и пили воду из него, чтобы голод забить. А с утра нас стали обстреливать из минометов. Высунулись - с горы цепи финских солдат спускаются, кричат что-то... Меня послали в переднюю цепь, к пехоте. Я выкопал окоп, влез в него, карабин оставил на бруствере. Смотрю, как финны спускаются по горе. Вдруг страшный взрыв, мина разорвалась на бруствере. Потом тихо. Слышно - финны пошли в атаку, кричат. Я высунулся - рукава у них засучены, из автоматов палят, а у нас карабины... Я схватился за свой, хотел стрелять - гляжу, он весь осколками изрешечен, и ствол набок...


Оружие и боевая техника


04.10.2008

Средства связи ВДВ

Жуков Борис Георгиевич, полковник

ветеран Великой Отечественной войны, в ВДВ с 1956 г., имеет более 300 парашютных прыжков, участник испытаний «Кентавр-1» и «Реактавр-1». В 1960 г. он получил звание «Почетный радист СССР», в 1977 г. стал «Заслуженным рационализатором РСФСР».
Служил в  научно-техническом комитете ВДВ в отделе опытной техники  в 1962 году, затем старший инженер НТК до 1981г.


На сборах вы должны продемонстрировать такое, чтобы у всех «волосы встали дыбом» ...

Рассказывает Жуков Борис Георгиевич:

В период прохождения службы в отделе опытной техники и НТК (1962-1970) я занимался разработкой средств связи (примерно 15 единиц).
В этот период появились платформы П-128 и возникла возможность разработки для ВДВ десантируемых автомобильных средств связи (средств связи на бронебазе). Наиболее подходящим был автомобиль ГАЗ-66. Но для этой цели следовало разработать кузов, выдерживающий десантирование с АН-12 (Ан-8) и обеспечивающий монтаж в нем средств связи (в последующем получили название Р-141, Р-142, КШМ «Зонд» и др.).
Кузов был разработан и изготовлен силами Центрального научно-исследовательского института связи МО. В кузове были смонтированы (силами ЦНИИС МО) радиостанция Р-140 (в дальнейшем, после принятия на вооружение, - Р-141).
В присутствии представителей промышленности радиостанция была десантирована из самолета АН-12 в Медвежьих Озерах.

В указанный период закончена разработка и принятие на вооружение носимой, десантируемой радиостанции Р-129. Разработана и принята на вооружение десантируемая в ГК-30 аппаратура быстродействия Р-014П, Р-014Д. В этот период модернизированы радион аппаратура для сбора десанта (Р-255МП, Р-255ПП), а маркерный передатчик Р-128 размещен на платформе П-128.
Силами ВДВ создана носимая, десантируемая в ГК-30, зарядная станция ЭСБ-0,5-ВЗ, которая в последующем выпускалась промышленностью.
Кроме основной работы мне иногда ставились задачи разработки изделий, не связанных со средствами связи. Так, например, я разрабатывал автомат запасного парашюта - АЗП.

После перевода меня из НТК в отдел начальника связи ВДВ, я завершил разработку средств связи, начатых в НТК.

 Переноска ЭСКБ-05-В3

Готовность к швартовке в ГК-30

Так,  на базе  БМД-1  (или бронетранспортера) были завершены    работы    с    принятием средств связи на вооружение:

  • командно-штабной машины БМД-1КШ;
  • мощной радиостанции (типа Р-141) - БМД-1Р;
  • спутниковой станции «Кристалл-БД» и др.

Много энергии потрачено на создание воздушного пункта управления (ВзПУ) на самолете Ан-10, Ан-10КП. ВзПУ Ан-10КП был изготовлен КБ авиационного конструктора Антонова О.К. (Киев) по нашим чертежам и эскизам с поставкой в КБ всех радиостанций и др. оборудования.
В работе мне помогал дружный коллектив НТК: Доронин Н.Д., Коленко Л.З., Островерхов Б.М., Шадрин М.И., Лопатин В.З., Парийский В.К., Сметанников В.И., Бражников Ю.А., Петриченко А.А., Маргелов А.В., Соловьев А.В.

С начала становления ВДВ и до 1950 г. специально для Воздушно-десантных войск средства связи не разрабатывались, а применялись средства связи специального назначения (в основном, сухопутных войск).

До 1936 г. в ВДВ применялась первая носимая коротковолновая радиостанция (р/ст.) «6ПК». В дальнейшем она была заменена на р/ст. «3-Р», имеющую по сравнению с «6ПК» большее количество частот и большую дальность связи, а также резервный источник питания — ручной динамопривод (генератор).

С 1938 г. в ВДВ поступили первые автомобильные радиостанции «РАВ-КВ» и «РСБ-Ф». В этот же период радиостанции «6ПК» и «3-Р» заменены на коротковолновые рации «РБ» (в дальнейшем РБМ-1, РБМ-5). Появление этих станций позволило увеличить количество радиосетей в тактическом звене управления.
В парк КВ-радиостанций начала войны входили малогабаритные р/ст., разработанные для связи с подразделениями, действующими в тылу противника: «Север», «Прима», «Партизанка».
В период боевых действий под Вязьмой и на Днепре радиостанции «Север» являлись единственным средством, которое обеспечивало связь воздушного десанта со штабом фронта.

В 1950-х гг. к ВДВ предъявлены новые, более жесткие требования:

  • ВДВ стали средством ГШ, увеличилась глубина их десантирования и объем задач;
  • необходимость действовать в условиях применения атомного (ядерного) оружия.

В соответствии с этим потребовалась разработка радиосредств специально для ВДВ.

Эта задача решалась по трем направлениям:

  1. Применение станций общего назначения.
  2. Приспособление станций Сухопутных войск и ВВС для ВДВ  силами личного состава ВДВ, а также начальника войск связи МО и ЦАВТУ МО.
  3. Разработка и изготовление радиосредств промышленностью.

В связи с этим ВДВ и войсками связи МО выполнено следующее:

  • разработан, изготовлен, испытан на связь и десантирование макет р/ст. Р-141 (передан промышленности для серийного выпуска);
  • разработана и изготовлена (на ремонтных предприятиях ЦАВТУ МО) КШМ   на базе АСУ-57;
  • в р/ст. Р-830-Д получено надежное буквопечатание (в машину введен приемник Р-154);
  • радиопередатчик Р-128 приспособлен для крепления на парашютной платформе.

Большое значение для ВДВ имела принятая на вооружение в 1950 г. р/ст. Р-115 (в дальнейшем заменена р/ст. Р-129).

Благодаря вниманию ГШ, НВС МО, ВДВ, ВПК и Госплана к 1980-м годам. ВДВ имели современные (по тем временам) радиостанции, десантируемые из самолетов парашютным (парашютно-реактивным) способом, что обеспечило высокую боеготовность ВДВ: Р-830Д, Р-141, Р-843, БМД-1КШ, Р-142, БМД-1Р, Р-152, устройства быстродействия, Р-440, аппаратура для сбора десанта и др.

Следует отметить, что вопросам разработки средств связи большое внимание уделял бывший командующий ВДВ генерал армии Маргелов В.Ф.

Из книги "Десантник №1" Маргелова Александра Васильевича:

В 1950-х годах двадцатого века в Советской Армии начался бум по механизации стрельбищ. Ранее в период стрельб мишени показывались и убирались личным составом, находящимся в специально вырытой для этого траншее по команде с огневого рубежа. Необходимые команды передавались по телефону, результаты стрельб докладывались таким же способом.

Уже в 1950 г. появились устройства, которые с помощью электродвигателя поднимали и опускали мишени. Для этой цели на пульте управления достаточно было нажать кнопку.
При поражении мишень автоматически опускалась - срабатывал закрепленный на ней датчик, который реагировал на «вздрагивание» мишени в момент попадания в нее.

Воздушно-десантные войска были пионерами механизация стрельбищ, а Командующий ВДВ придавал этому большое значение. Посещая войска в новой для себя должности Командуюшего, генерал-лейтенант Маргелов В.Ф. обязательно знакомился с состоянием стрельбищ. По его приказу в полку Тульской воздушно-десантной дивизии, расположенном в г. Кострома, было создано показное (оно же - опытное) механизированное стрельбище ВДВ. Для управления мишенями к каждой из них прокладывалась проводная линия из телефонного кабеля.

 
Командно-штабная машина БМД-1КШ на базе БТР-Д

Летом 1956 г. капитан Жуков Б.Г., помощник начальника по радиосвязи Псковской дивизии, сконструировал устройство для дистанционного управления по радио мишенными установками. Это обеспечивало следующие преимущества при управлении ими:

  • не надо было прокладывать проводные линии для управления мишенями;
  • мишенная обстановка могла быстро меняться;
  • в период учений с боевой стрельбой руководитель стрельбами мог управлять мишенями, находясь в движении (на автомобиле или в БМД).

В октябре 1956 г. капитана Жукова вызвал к себе полковник Корбут И.В., который в то время исполнял обязанности командира дивизии (вместо отсутствующего генерала Евдана А.А.).
- Товарищ Жуков, завтра к нам прилетает Командующий
ВДВ. Он обязательно будет проверять, как выполняются его указания по механизации стрельбищ. Ваша задача - продемонстрировать возможности управления мишенями по вашей рационализации. К 10 часам утра все должно быть готово к показу.
- Вас понял, товарищ полковник.
- Можете идти...

 
Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все


Автор:  Борис Григорьевич ЖУКОВ

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Яндекс цитирования liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой