Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Техподдержка
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Опрос посетителей

Перевод факультета специальной разведки из Новосибирска в Рязань*






Включение училищ связи и автомобильного в состав РВВДКУ*






Будущее РВВДКУ*






  



Ветераны

Дембельский альбом

В январе объявляют перемирие. Колонну долго не выпускают, потом мы всё-таки едем. Нам говорят не поддаваться на провокации, но во время движения мы сами себе хозяева. Нет никаких сомнений, что при любой попытке нападения все зенитки ответят. Не успеваем доехать до гор, начинается война. Впереди клубы чёрного дыма, стрельба, командир расчёта лезет из кабины в кузов. Я одеваю каску, какое-то время сижу, потом швыряю её в угол. Машины по дороге идут непрерывным потоком, по зелёнке молотят стоящие на постах вдоль дороги танки и БМП, добавляют наши зенитки. Добираемся до Джабаля. Головной Урал на полной скорости уходит в Кабул - в нашей батарее потери...


Оружие и боевая техника


04.10.2008

Средства связи ВДВ

Жуков Борис Георгиевич, полковник

ветеран Великой Отечественной войны, в ВДВ с 1956 г., имеет более 300 парашютных прыжков, участник испытаний «Кентавр-1» и «Реактавр-1». В 1960 г. он получил звание «Почетный радист СССР», в 1977 г. стал «Заслуженным рационализатором РСФСР».
Служил в  научно-техническом комитете ВДВ в отделе опытной техники  в 1962 году, затем старший инженер НТК до 1981г.


На сборах вы должны продемонстрировать такое, чтобы у всех «волосы встали дыбом» ...

Рассказывает Жуков Борис Георгиевич:

В период прохождения службы в отделе опытной техники и НТК (1962-1970) я занимался разработкой средств связи (примерно 15 единиц).
В этот период появились платформы П-128 и возникла возможность разработки для ВДВ десантируемых автомобильных средств связи (средств связи на бронебазе). Наиболее подходящим был автомобиль ГАЗ-66. Но для этой цели следовало разработать кузов, выдерживающий десантирование с АН-12 (Ан-8) и обеспечивающий монтаж в нем средств связи (в последующем получили название Р-141, Р-142, КШМ «Зонд» и др.).
Кузов был разработан и изготовлен силами Центрального научно-исследовательского института связи МО. В кузове были смонтированы (силами ЦНИИС МО) радиостанция Р-140 (в дальнейшем, после принятия на вооружение, - Р-141).
В присутствии представителей промышленности радиостанция была десантирована из самолета АН-12 в Медвежьих Озерах.

В указанный период закончена разработка и принятие на вооружение носимой, десантируемой радиостанции Р-129. Разработана и принята на вооружение десантируемая в ГК-30 аппаратура быстродействия Р-014П, Р-014Д. В этот период модернизированы радион аппаратура для сбора десанта (Р-255МП, Р-255ПП), а маркерный передатчик Р-128 размещен на платформе П-128.
Силами ВДВ создана носимая, десантируемая в ГК-30, зарядная станция ЭСБ-0,5-ВЗ, которая в последующем выпускалась промышленностью.
Кроме основной работы мне иногда ставились задачи разработки изделий, не связанных со средствами связи. Так, например, я разрабатывал автомат запасного парашюта - АЗП.

После перевода меня из НТК в отдел начальника связи ВДВ, я завершил разработку средств связи, начатых в НТК.

 Переноска ЭСКБ-05-В3

Готовность к швартовке в ГК-30

Так,  на базе  БМД-1  (или бронетранспортера) были завершены    работы    с    принятием средств связи на вооружение:

  • командно-штабной машины БМД-1КШ;
  • мощной радиостанции (типа Р-141) - БМД-1Р;
  • спутниковой станции «Кристалл-БД» и др.

Много энергии потрачено на создание воздушного пункта управления (ВзПУ) на самолете Ан-10, Ан-10КП. ВзПУ Ан-10КП был изготовлен КБ авиационного конструктора Антонова О.К. (Киев) по нашим чертежам и эскизам с поставкой в КБ всех радиостанций и др. оборудования.
В работе мне помогал дружный коллектив НТК: Доронин Н.Д., Коленко Л.З., Островерхов Б.М., Шадрин М.И., Лопатин В.З., Парийский В.К., Сметанников В.И., Бражников Ю.А., Петриченко А.А., Маргелов А.В., Соловьев А.В.

С начала становления ВДВ и до 1950 г. специально для Воздушно-десантных войск средства связи не разрабатывались, а применялись средства связи специального назначения (в основном, сухопутных войск).

До 1936 г. в ВДВ применялась первая носимая коротковолновая радиостанция (р/ст.) «6ПК». В дальнейшем она была заменена на р/ст. «3-Р», имеющую по сравнению с «6ПК» большее количество частот и большую дальность связи, а также резервный источник питания — ручной динамопривод (генератор).

С 1938 г. в ВДВ поступили первые автомобильные радиостанции «РАВ-КВ» и «РСБ-Ф». В этот же период радиостанции «6ПК» и «3-Р» заменены на коротковолновые рации «РБ» (в дальнейшем РБМ-1, РБМ-5). Появление этих станций позволило увеличить количество радиосетей в тактическом звене управления.
В парк КВ-радиостанций начала войны входили малогабаритные р/ст., разработанные для связи с подразделениями, действующими в тылу противника: «Север», «Прима», «Партизанка».
В период боевых действий под Вязьмой и на Днепре радиостанции «Север» являлись единственным средством, которое обеспечивало связь воздушного десанта со штабом фронта.

В 1950-х гг. к ВДВ предъявлены новые, более жесткие требования:

  • ВДВ стали средством ГШ, увеличилась глубина их десантирования и объем задач;
  • необходимость действовать в условиях применения атомного (ядерного) оружия.

В соответствии с этим потребовалась разработка радиосредств специально для ВДВ.

Эта задача решалась по трем направлениям:

  1. Применение станций общего назначения.
  2. Приспособление станций Сухопутных войск и ВВС для ВДВ  силами личного состава ВДВ, а также начальника войск связи МО и ЦАВТУ МО.
  3. Разработка и изготовление радиосредств промышленностью.

В связи с этим ВДВ и войсками связи МО выполнено следующее:

  • разработан, изготовлен, испытан на связь и десантирование макет р/ст. Р-141 (передан промышленности для серийного выпуска);
  • разработана и изготовлена (на ремонтных предприятиях ЦАВТУ МО) КШМ   на базе АСУ-57;
  • в р/ст. Р-830-Д получено надежное буквопечатание (в машину введен приемник Р-154);
  • радиопередатчик Р-128 приспособлен для крепления на парашютной платформе.

Большое значение для ВДВ имела принятая на вооружение в 1950 г. р/ст. Р-115 (в дальнейшем заменена р/ст. Р-129).

Благодаря вниманию ГШ, НВС МО, ВДВ, ВПК и Госплана к 1980-м годам. ВДВ имели современные (по тем временам) радиостанции, десантируемые из самолетов парашютным (парашютно-реактивным) способом, что обеспечило высокую боеготовность ВДВ: Р-830Д, Р-141, Р-843, БМД-1КШ, Р-142, БМД-1Р, Р-152, устройства быстродействия, Р-440, аппаратура для сбора десанта и др.

Следует отметить, что вопросам разработки средств связи большое внимание уделял бывший командующий ВДВ генерал армии Маргелов В.Ф.

Из книги "Десантник №1" Маргелова Александра Васильевича:

В 1950-х годах двадцатого века в Советской Армии начался бум по механизации стрельбищ. Ранее в период стрельб мишени показывались и убирались личным составом, находящимся в специально вырытой для этого траншее по команде с огневого рубежа. Необходимые команды передавались по телефону, результаты стрельб докладывались таким же способом.

Уже в 1950 г. появились устройства, которые с помощью электродвигателя поднимали и опускали мишени. Для этой цели на пульте управления достаточно было нажать кнопку.
При поражении мишень автоматически опускалась - срабатывал закрепленный на ней датчик, который реагировал на «вздрагивание» мишени в момент попадания в нее.

Воздушно-десантные войска были пионерами механизация стрельбищ, а Командующий ВДВ придавал этому большое значение. Посещая войска в новой для себя должности Командуюшего, генерал-лейтенант Маргелов В.Ф. обязательно знакомился с состоянием стрельбищ. По его приказу в полку Тульской воздушно-десантной дивизии, расположенном в г. Кострома, было создано показное (оно же - опытное) механизированное стрельбище ВДВ. Для управления мишенями к каждой из них прокладывалась проводная линия из телефонного кабеля.

 
Командно-штабная машина БМД-1КШ на базе БТР-Д

Летом 1956 г. капитан Жуков Б.Г., помощник начальника по радиосвязи Псковской дивизии, сконструировал устройство для дистанционного управления по радио мишенными установками. Это обеспечивало следующие преимущества при управлении ими:

  • не надо было прокладывать проводные линии для управления мишенями;
  • мишенная обстановка могла быстро меняться;
  • в период учений с боевой стрельбой руководитель стрельбами мог управлять мишенями, находясь в движении (на автомобиле или в БМД).

В октябре 1956 г. капитана Жукова вызвал к себе полковник Корбут И.В., который в то время исполнял обязанности командира дивизии (вместо отсутствующего генерала Евдана А.А.).
- Товарищ Жуков, завтра к нам прилетает Командующий
ВДВ. Он обязательно будет проверять, как выполняются его указания по механизации стрельбищ. Ваша задача - продемонстрировать возможности управления мишенями по вашей рационализации. К 10 часам утра все должно быть готово к показу.
- Вас понял, товарищ полковник.
- Можете идти...

 
Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец Все


Автор:  Борис Григорьевич ЖУКОВ

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Яндекс цитирования liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой