В этой теме хотелось бы собрать информацию о семействе парашютов специального назначения (ПСН).
Мне лично известны следующие парашютные системы: ПСН-66 ПСН-71 ПСН-71М ПСН-74 ПСН-80 ПСН-90
Информации о них достаточно мало, может кто поделится из форумчан?
Что известно:
ПСН-66 - никаких данных нет. Можно предположить, что этот парашют конструктивно похож на Д-1-8 или Д-3
ПСН-71 - по этому парашюту и меня достаточно полная инфа. Имеется техническое описание и инструкция по эксплуатации от 1974 года. Конструктивно похож на Д-5 серии 4. Есть модификация ПСН-71М - особенности её мне не известны.
ПСН-74 - никаких данных нет, кроме упоминания в ТОиИЭ по запасному парашюту З-5.
ПСН-80 - знаю, что купол-крыло со стабилизацией. Ведущий парашютист-испытатель Эрнест Севостьянов (НИИ ПС).
ПСН-90 - тоже купол-крыло со стабилизацией. Вроде бы имеет ранец-тандем (основной и запасной в одном ранце). Периодически встречаются упоминания о нём, но никто не видел .
очевидно, что в названии парашютов цифра обозначает год окончания (или начала) разработки или принятия на вооружение.
Парашюты предназначались для подразделений спецназа ГРУ и разведрот ВДВ (по крайней мере ПСН-71).
Примечательно, что у этих парашютов (по крайней мере у некоторых), есть практически полные аналоги.
---------- Начнём с ПСН-71:
Парашют специального назначения ПСН-71 предназначен для совершения специальных или учебно-тренировочных прыжков из транспортных самолетов АН-2, АН-12 и вертолета МИ-4, выполняемых отдельными парашютистами или группами парашютистов с полным табельным вооружением и снаряжением десантников различных специально-стей (или без него).
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Конструкция парашюта ПСН-71 обеспечивает надежность его действия на высотах от 200 до 8000 м со стабилизацией 3 и более секунд при общем полетном весе десантника 120 кг и имеет следующие технические данные:
- назначенный ресурс (технический) - 80 применений при покидании самолета на скорости полета от 160 до 400 км/час по прибору (в том числе 10 применений с полетным весом десантника 150 кг) или одноразовое применение при покидании самолета на скоро-сти полета 500 км/час по прибору;
- гарантийная наработка парашюта на высотах от 200 до 8000 м со стабилизацией 3 и более секунд при общем полетном весе десантника 120 кг - 80 применений при покидании самолета на скорости полета от 160 до 400 км/час по прибору (в том числе 10 применений с полетным весом десантника 150 кг) или одноразовое применение при покидании самолета на скорости полета 500 км/час по прибору;
- минимальную безопасную высоту применения 200 м из горизонтально летящего самолета на скорости полета 160 км/час по прибору со стабилизацией 3 секунды, при этом время снижения на полностью наполненном основном куполе не менее 10 секунд;
- вертикальную скорость снижения на стабилизирующем куполе на высоте 500-1000 м в пределах 30-40 м/сек;
- среднюю вертикальную скорость снижения на основном куполе, пересчитанную с учетом стандартной атмосферы на участке 30-35 м от земли, не более 5, 0 м/сек;
- среднюю горизонтальную скорость перемещения на основном управляемом куполе (вперед и назад) не менее 2, 5 м/сек;
- время разворота (влево и вправо) на 180њ при нейтральном положении основного купола не более 30 секунд;
- перегрузки, возникающие при наполнении стабилизирующего и основного (после стабилизации) парашютов не более 10.
Кроме этого, конструкцией парашюта обеспечивается:
- устойчивое снижение как на основном, так и на стабилизирующем куполах;
- раскрытие двухконусного замка (прекращение снижения на стабилизирующем и введение в действие основного купола) как одним или при необходимости двумя прибо-рами ППК-У, включенными при отделении от самолета, так и самим парашютистом с по-мощью вытяжного кольца. При этом ввод основного купола допускается на высотах не более 3000 м;
- надежность работы запасных парашютов З-2 или З-5 при неотходе стабилизирующего купола или отказе его в работе, а также при скорости снижения более 8,5 м/сек в случае перехлестывания основного купола стропами;
- подгонка подвесной системы на парашютисте большого и малого роста в зимнем и летнем десантном обмундировании;
- возможность освобождения от подвесной системы при приземлении (приводнении);
- гашение основного купола в момент приземления (приводнения) при повышенных скоростях ветра у земли с помощью двух замков отцепки свободных концов;
- исключение отсоединения частей парашюта в течение всего процесса десантирования;
- усилие для раскрытия двухконусного замка вытяжным кольцом не более 16 кг;
- вес парашюта без переносной сумки и приборов ППК-У не более 13 кг;
- габаритные размеры уложенного парашюта без приборов ППК-У не более: длина - 525 мм; ширина - 335 мм; высота - 220 мм.
------ С парашютом ПСН-71 могут применяться грузовые контейнеры ГК-30-2, ГК-30 серии 3, ГК-30-Р, УГК-40.
ПСН-71 имеет стабилизирующий парашют 1,5м2, ранец и подвесную систему, а также камеру купола как и у Д-5 серии 2 (серии 4).
Купол круглый капроновый, площадью 79м2. На куполе, около нижней кромки, между стропами 1 и 28, 14 и 15, имеются два выреза, закрытые капроновой сеткой которые служат для управления куполом.
Стропы купола в количестве 28 изготовлены из капронового шнура прочностью 150 кг (ШКП-150). Для удобства контроля при укладке стропы 1 и 28 - красного цвета, 14 и 15- зеленого цвета.
Стропы управления совершенно такие же как и у Д-6 - в виде перемычек пришитых к стропам 1 и 15 и вторая стропа - к стропам 14 и 28. Стропы управления предназначены для разворота купола парашюта и изго-товлены из капронового шнура красного цвета в два сложения. Стропы управления продеты через пряжки-полукольца, находящиеся с внутренней стороны свободных концов подвесной системы.
При натяжении правой стропы управления натягиваются стропы 1 и 15, втягивая внутрь нижнюю кромку купола. При этом купол поворачивается вправо. При натяжении левой стропы управления натягиваются стропы 14 и 28, втягивая внутрь нижнюю кромку купола. При этом купол поворачивается влево
У этого парашюта имеются два замка ОСК-Д (отцепка свободных концов - десантный). Точно такой же замок стоял на ранних Д-5 серии 2 (потом Д-5с2 выпускались без ОСК-Д), но только на правой паре свободных концов, а у ПСН-71 эти замки стоят на обоих парах свободных концов.
Замок ОСК-Д предназначен для отцепки свободных концов подвесной сис-темы с целью гашения купола и исключения возможности протаскивания парашютиста после приземления или приводнения.
На фото ПСН-71. Хорошо видны замки ОСК-Д на обоих парах свободных концов.
Также у парашюта имелись перекаты, которые появились в дальнейшем у парашюта Д-6 спустя почти 10 лет.
После наполнения основного купола парашюта нужно было выдернуть шарики стренг управления из карманов свободных концов подвесной системы (расчековать перекаты). Для перемещения вперед взять руками передние свободные концы подвесной системы и движением рук вниз перетянуть их до отказа. Для перемещения назад сделать тоже самое с задними свободными концами.
----------------------- К сожалению фотографии ПСН-71 в воздухе у меня нет. Если у кого есть, прошу выложить в эту тему.
Достаточно много наших форумчан прыгали с ПСН-71 - колитесь!
Возможно кто-то занимался войсковым ремонтом, делал доработки по бюллетеням или просто хочет поделиться впечатлениями о данном парашюте.
Также не забывайте о других парашютах семейства ПСН - ПСН-66, ПСН-74, ПСН-80 и ПСН-90. Нужна любая информация и фотографии.
На картинке видно устройство управления куполом. Нейтральное положение: 1-шарики; 2-стренга управления
У нас был купол ПСН-90 в ранце от ПО-16. С него начинали прыгать на крыле. Народ, который эту конструкцию мастырил, говорил, что "родной" ранец у него - как у обычного ПСН-а (это 71 имелся в виду) и остальных систем под стабилизацию - то есть не тандемный. Но сама я в изначальной комплектации эту систему не видела
...плохой рассказ, еще худший показ, и долгая утомительная тренировка...
vdvkid пишет У нас был купол ПСН-90 в ранце от ПО-16. С него начинали прыгать на крыле.
А у "народа" не сохранилось инструкции по эксплуатации (ТОиИЭ)?
Это было в Алферьево, около 98 года. Про инструкции тогда не спрашивала, сейчас - уже очень давно на свой первый и родной аэродром доехать не могу. Если вдруг попаду туда - обязательно задам этот вопрос.
Цитата
Фотографии купола есть?
Фотки - поищу, но не обещаю - я на том ПСН-е прыгнула раза два - потом ПО-16 и Радар пошли (у нас тех, у кого личные системы были, быстро на них пересаживать старались) Да и фотала я тогда мало...
Цитата
Какое крыло - 9-секционное? Какой слайдер?
Слайдер стоял от ПО-16, но обрезанный (то есть - просто квадратик как бы) Секций - врать не буду - точно помню, что не столько, сколько у ПО-16 Так что, наверное - действительно 9... У ПО-16 ведь 7? Или я уже вообще все напрочь забыла
Цитата
если ранец не тандемный, то наподобие "Лесника-2" получается?
Именно "Лесником" его и называли, когда описывали родной вариант...
...плохой рассказ, еще худший показ, и долгая утомительная тренировка...
Насчет треугольных вырезов на ПСН-71 и индекса М - это не более чем шутка "некоторых форумчан"
ПСН-80 - крыло на стабилизации - это была несбывшаяся мечта СпН начала 80-х. В серийное пр-во запущен лишь аналог под названием "Лесник-2", ограниченными партиями поступавший в войска (судя по тому, что они там еще встречаются), но в основном поступал в авиалесоохрану. Были отдельные конструктивные "особенности", которые в авиалесоохране постоянно самовольно дорабатывали, и тем самым вступали в конфликт с разработчиками, что в конце концов привело к отказу МО (основного заказчика), от приемки данной системы.
ПСН-90 - огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг - по-моему, так и не прошел госиспытания и в серию запущен не был. По отзывам, нормально работать мог только будучи предельно нагруженным, иначе "плавал".
maestro-ё пишет ПСН-80 - крыло на стабилизации - это была несбывшаяся мечта СпН начала 80-х. В серийное пр-во запущен лишь аналог под названием "Лесник-2"
Однако "Лесник-2" имеет несколько изменённый купол от ПО-9 серии 3 (со слайдером)! Даже на куполе было написано "ПО-9 серии 3" Насколько мне известно, в те годы (начало 1980-х), ни ПО-9 серии 3, ни слайдера ещё в помине не было. А ПО-9 серии 2 имел ленту рифления.
Значит ли это, что у ПСН-80 была другая система рифления - не слайдер?
Цитата
ПСН-90 - огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг - по-моему, так и не прошел госиспытания и в серию запущен не был. По отзывам, нормально работать мог только будучи предельно нагруженным, иначе "плавал".
В теме о парашютах водолаза обсуждается ПВ-5, который имел купол от ПСН-90. ПВ-5 в серию также не пошёл.
Des, врать не буду, сам я этого ПСН-80 не видел. "Лесники-2" пошли в серию в конце 80-х - начале 90-х, и уже со слайдером типа как от ПО-16 (это ж серийный узел, зачем другой испытывать ). Но, насколько мне известно, купол для Лесника был взят не от ПО-9, а от не пошедшего в серию ПО-12 (была такая система разработки мамы Сереги Калабухова ), а эти два купола достаточно сильно отличались (площадью, углом атаки (перепад строп), профилем крыла (форма нервюры)). И уж на мой взгляд рифовка никак не могла пойти в серию
maestro-ё пишет ПСН-90 - огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг - по-моему, так и не прошел госиспытания и в серию запущен не был. По отзывам, нормально работать мог только будучи предельно нагруженным, иначе "плавал".
Если честно, огромным он мне не показался.В камеру от ПО-16 легко залезал. И управлялся вполне нормально - а я тогда весила 65 где-то... Правда, может, он был зарегулирован так?
...плохой рассказ, еще худший показ, и долгая утомительная тренировка...
maestro-ё пишет Des, врать не буду, сам я этого ПСН-80 не видел. "Лесники-2" пошли в серию в конце 80-х - начале 90-х, и уже со слайдером типа как от ПО-16 (это ж серийный узел, зачем другой испытывать ). Но, насколько мне известно, купол для Лесника был взят не от ПО-9, а от не пошедшего в серию ПО-12 (была такая система разработки мамы Сереги Калабухова ), а эти два купола достаточно сильно отличались (площадью, углом атаки (перепад строп), профилем крыла (форма нервюры)). И уж на мой взгляд рифовка никак не могла пойти в серию
да, но мы то говорим не о "Леснике-2"! "Лесник-2" появился уже после ПО-9 серии 3 (или ПО-16), т.е. примерно лет на 5 позже ПСН-80.
Я видел "Лесник-2" у ВДСников 103 вдд примерно в 1995 году на прыжках. На куполе было написано "ПО-9 серии 3" и зачёркнуто, и ниже надпись "Лесник-2"
Купол с наполовину зашитыми соплами и слайдер не как у ПО-16, а без карманов и с квадратным окном.
--------- В книге Эрнеста Севостьянова "Парашютист-испытатель. Путь в профессию." есть упоминание о испытаниях ПСН-80. Выкладываю цитату из книги:
Мы создавали планирующий парашют, который можно было бы применять при больших самолетных скоростях, а для этого в его систему надо было вводить стабилизирующий парашют - для снижения скорости горизонтального перемещения парашюта после отделения парашютиста от самолета. Этот парашют получил индекс ПСН-80, и я был ведущим парашютистом-испытателем этого парашюта. Испытание и доводка "до ума" парашюта - сложное дело. Если даже все идет успешно, нельзя расслабляться потому, что в ходе работы наступает период некоторого ослабления внимания. Так случилось со мной при проведении очередного этапа испытаний ПСН-80 31 марта 1981 года. Мы взлетели на самолете Ан-2 с аэродрома Киржач с заданием замерить характеристики парашюта. Вна-чале все проходило, как обычно. Я отделился от самолета, сработал стабилизирующий парашют, пять секунд спуска на нем, затем сработал соответствующий прибор и отошел стабилизирующий парашют, и начал наполняться основной парашют. Подняв голову, я увидел, как правая боковая сторона купола подвернулась и эту сторону его вздуло пузырем из-под стропы купола. Образовались два неравномерных пузыря, и началось сильное вращение. "Ну, отказ более или менее штатный, - подумал я. - Опять надо отцеплять главный купол и вводить запасной. Других решений быть не может". Я перенес руки на замки, потянул пальцами предохранители замков вниз для их разблокировки. Предохранитель верхнего замка легко встал в нужное положение, а правый я не смог сдвинуть. Я несколько раз с силой надавил на него одной, затем двумя руками, но он не поддавался. Я понял, что надо искать какой-то другой выход из ситуации, но автоматически нажал на гашетки замков, чтобы проверить их работоспособность. Была надежда, что оба предохранителя уже сдвинулись. Отстегнулся левый свободный конец главного купола и вытянулся по потоку вверх, правый конец главного купола не отошел. Высота быстро кончалась. Чтобы привести в действие запасной парашют, я выдернул кольцо и с силой отбросил в сторону пакет с его уложенным куполом и сразу же попытался правой стропой управления компенсировать вращение системы. Купол запасного скользнул по сторонам главного парашюта вверх, и я увидел, как болтающийся левый свободный конец главного купола захлестнул стропы запасного у нижней кромки и просто "удавил" его. "Совсем дело дрянь, - подумал я. - Надо быстро искать другой выход". Я длинно излагаю этот эпизод, хотя все это произошло буквально в секунды. В критических ситуациях в сознании время растягивается так, что успевает промелькнуть много мыслей. Нужно не допустить в сознание панический страх, который парализует волю. Поскольку теперь все стропы запасного парашюта были наверху соединены с левым свободным концом главного купола, я начал подтягивать весь пучок строп вниз. Вращение прекратилось, но работала только половина купола, и обе мои руки были заняты, чтобы удержать систему в таком положении, при этом я не мог как-либо управлять остатками главного купола. Я шел к земле, внизу была граница леса и аэродрома, в стороне - командный пункт аэродрома, а на краю - забор с бетонными столбами. Перед самой землей я резко подтянул стропы запасного парашюта на себя, стараясь хотя бы половиной купола снизить вертикальную скорость - скорость приземления. В какой-то степени мне это удалось, и я приземлился в сугроб около бетонного столба. У забора и столбов ветер намел высокие угробы, и в этом случае мне повезло.
Похожий случай был и у испытателя Петра Задирова, когда он отцепив главный купол, открыл запасной, но ему не хватило высоты, чтобы купол наполнился полностью, он успел только приобрести грушевидную форму. Петр со скоростью метров пятнадцать в секунду врезался в край взлетной полосы. Зимой такую полосу чистят роторные машины и сбрасывают снег на край полосы, в результате образуется сплошной уплотненный сугроб шириной примерно пятнадцать метров. Вот в него то и угодил Петр, и остался жив и невредим. Стечение обстоятельств или судьба? И кто в критическом случае управляет судьбой? Если бы я не старался изо всех сил что-то сде-лать для своего спасения, вряд ли судьба была ко мне благосклонна. Значит и от нас многое зависит. На земле при осмотре моих замков выяснилось, что в правом замке под предохранителем образовался "заусенец" и чем больше я на него давил, тем больше его заклинивало. Это был или заводской брак, или замок "зашибли" на погрузке. С того времени у меня образовалась привычка перед каждым прыжком проверять предохранители замков.
Все замечания по парашюту ПСН-80 были сделаны, проведены конструкторские доработки, и надо было как-то прорекламировать этот парашют, чтобы им заинтересовалось какое-нибудь ведомство, в частности ВДВ, и произвело заказ и финансирование дальнейших испытаний. Возникла идея реабилитировать высокогорные прыжки и продемонстрировать возможности планирующего парашюта в горных условиях. Идея организации прыжков на пик Ленина (Памир) встретила негативную реакцию, тогда мы решили прыгать на восточную вершину горы Эльбрус, благо ее высота 5621 метр и при этом можно даже обойтись без кислорода. У нас было кислородное оборудование ККО-ПДР, и его применение было нам знакомо по опыту высотных прыжков и прыжков на пик Ленина. В конце лета 1982 года мы в составе экспедиции выехали на Кавказ в Терскол. У нас была задача подняться наверх хотя бы на седловину и акклиматизироваться. Получив согласие местных альпинистов, мы добрались до "Приюта одиннадцати". В горы всегда тянет вернуться, а горы Кавказа по красоте не уступают горам Памира. Спустя два дня после прибытия мы поднялись на седловину. Седловина - это впадина между восточной и западной вершинами, там мы расположились на отдых. Высота пять тысяч метров не доставляла нам беспокойства - признаков горной болезни не было ни у новичков, ни у ветеранов горного парашютизма. ... Стоял хороший солнечный день, погода была безветренной, когда мы взлетели с аэродрома Моздок на самолете Ан-12 и пошли в район Эльбруса. Эльбрус виден издалека, он доминирует над кавказским хребтом. Наша группа в составе восьми испытателей десантировалась на восточную вершину Эльбруса. Все прошло без отклонений, приземлились все в радиусе пятнадцати-двадцати метров на вершине. Можно было любоваться окрестностями и делиться впечатлениями.
- Ну как, Саша? - спросил я Лисичкина. - Очень красиво и эмоционально. - На этих парашютах при случае можно было бы уйти в долину и приземлиться где-нибудь недалеко от Терскола, - заметил Вадим Жуков. - В случае непредвиденных обстоятельств, иначе какой смысл? Главное, что парашют позволяет выбирать место приземления, а мы это и хотели доказать, - ответил я.- Пошли вниз.
Мы с чувством выполненного долга спустились в приют.
На фото "Лесник-2" с упомянутым выше куполом и слайдером (видно отверстие).
Des пишет Достаточно много наших форумчан прыгали с ПСН-71 - колитесь!
Возможно кто-то занимался войсковым ремонтом, делал доработки по бюллетеням или просто хочет поделиться впечатлениями о данном парашюте.
В1983г. в Печорах довелось познакомиться с ПСН 71. Практически все ТТХ уже описаны, прибор у нас был ППКУ 240 АД, окна управления прямоугольные. Да, пользоваться перекатами нам категорически запрещалось. Почему не помню, вроде как были какие-то эксцессы в воздухе с ними.
Борьба - это условие жизни. Жизнь умирает когда заканчивается борьба.[/COLOR]
Несмотря на приведенную выдержку из книги, ПСН-80 в серию так и не пошел по неизвестным мне причинам. Получается, что он как бы был, но его не было с точки зрения конечного пользователя
Цитата
Я видел "Лесник-2" у ВДСников 103 вдд примерно в 1995 году на прыжках. На куполе было написано "ПО-9 серии 3" и зачёркнуто, и ниже надпись "Лесник-2". -
Des ну это совсем просто - тетя Маша на заводе ошиблась и жахнула клеймо не то, а ОТК или приемка (2 большие разницы) завернули купол тете Маше "взад", она зачеркнула и поставила правильное клеймо. Тогда это было в пределах нормы, в те годы. Главное, чтобы стоял при этом штамп ОТК и приемки ВП Тогда они очень много шили, и ошибки были, на то и двойной контроль.
Цитата
Купол с наполовину зашитыми соплами и слайдер не как у ПО-16, а без карманов и с квадратным окном"-
Виноват, сорри, склероз, слайдер действительно с окном, но купол-то никак не от ПО-9
vdvkid пишет Если честно, огромным он мне не показался.В камеру от ПО-16 легко залезал. И управлялся вполне нормально - а я тогда весила 65 где-то... Правда, может, он был зарегулирован так?
То, что Вы на нем прыгали, не доказывает, что это серийный купол. Просто он был там. Каких только конфиг самопальных не бывает типа ранец от "Талки", купол от ПО-16 (нормально), в запаске З-5 с пружинной медузой на длинной широкой стренге , и ничего, прыгают (стучу по дереву 3 раза)
Des пишет "Ну, отказ более или менее штатный, - подумал я. - Опять надо отцеплять главный купол и вводить запасной. Других решений быть не может". Я перенес руки на замки, потянул пальцами предохранители замков вниз для их разблокировки. Предохранитель верхнего замка легко встал в нужное положение, а правый я не смог сдвинуть.[/COLOR] Я несколько раз с силой надавил на него одной, затем двумя руками, но он не поддавался. Я понял, что надо искать какой-то другой выход из ситуации, но автоматически нажал на гашетки замков[/COLOR], чтобы проверить их работоспособность. Была надежда, что оба предохранителя уже сдвинулись. Отстегнулся левый свободный конец главного купола и вытянулся по потоку вверх, правый конец главного купола не отошел.
Из этой цитаты из книги Севостьянова видно, что у ПСН-80 стояли замки ОСК (такие же, как были и у спортивных парашютов). Так что, по крайней мере о замках на ПСН-80 мы уже знаем скорее всего и подвесная система была "спортивной", с замками ОСК и мягкими накладками под лямками.
Кстати описан классический отказ ОСК. Говённые всё-таки замки были. Я сам предохранителем в челюсть получал не раз до крови в момент раскрытия на УТ-15. Слава богу, что реально пользовать не пришлось. Да и малейший песочек (раньше приземлялись в песчаный круг и песка в куполе было всегда полно) - и замок заклинивает, так же как и в описанном случае.
maestro-ё пишет То, что Вы на нем прыгали, не доказывает, что это серийный купол.
так никто и не говорит, что это был серийный ПСН-90. Речь идёт-то о том, что купол не казался слишком большим, т.е ответ на Ваше: Цитата(maestro-ё)ПСН-90 - огромное крыло на стабилизации под полетную массу чуть ли не 200+ кг[/QUOTE]
Не помню точно, но более 30 кв.метров, поэтому и сказал огромный Кому-то это покажется не таким уж и большим, хотя для меня сейчас как раз бы подошел
По поводу замков ОСК - не знаю..трудно сказать, не видевши изделия. Если ПСН-80 предназначался изначально для войск, то по идее скорее ОСК-Д должны были ставить.. хотя тренировать л/с срочной службы (да и командный состав) по действиям в экстриме, да с теми замками...Может, поэтому в серию и не пошло изделие, побоялись наверное. На Лесниках-2, кстати, уже КЗУ шли.
А замками ОСК по фейсу на УТ-15 - причины две: - неправильная подгонка подвески по росту или слабая затяжка грудной перемычки - лямки на плечах, при раскрытии бьет по ушам - надо было в момент выхода купола группироваться и подбородок к груди прижимать, по крайней мере так нас учили те, кто мастеров спорта на УТ-15 выполнял в свое время
maestro-ё пишет А замками ОСК по фейсу на УТ-15 - причины две: - неправильная подгонка подвески по росту или слабая затяжка грудной перемычки - лямки на плечах, при раскрытии бьет по ушам - надо было в момент выхода купола группироваться и подбородок к груди прижимать, по крайней мере так нас учили те, кто мастеров спорта на УТ-15 выполнял в свое время
Я только на третий или четвёртый раз понял в чём дело. Не нужно на купол смотреть в момент раскрытия. Голову поднял - получи в челюсть
Когда взял УТ-15 с КЗУ - вздохнул свободнее
А по поводу замков на ПСН-80: так выбора замков тогда особо и не было (шпилечные как на ранних ПО-9 серии 2 не в счёт). Например у ПТЛ-72 (он был на снабжении в ВС) тоже были ОСК (сейчас выпускается с КЗУ). Так что ничего удивительного.
А ОСК-Д не предназначены для отцепки в воздухе. Кроме того: - они не удобные. Предохранитель замучаешься сдвигать - все пальцы обломаешь . - из-за квадратных пряжек на свободных концах наверняка были частые перекосы и замки клинили, если один открывался раньше.
Наличие у ПСН-80 замков ОСК имело место совершенно по другой причине нежели замки ОСК-Д у ПСН-71. Т.к. у ПСН-80 купол-крыло, для применения ПЗ требуется полная отцепка купола, а у ПСН-71 замки (ОСК-Д) предназначены "для отцепки свободных концов подвесной системы с целью гашения купола и исключения возможности протаскивания парашютиста после приземления или приводнения".
На картинке замок ОСК (справа) и ОСК-Д (слева). Замок ОСК-Д: 1-пряжка; 2-корпус; 3-ползун; 4-кнопки ползуна; 5-кнопка предохранителя; 6-красная метка; 7-блокировка
Замок ОСК: 1-корпус; 2-рычаг; 3-корпус седла; 4-пружина; 5-пряжку, прикрепленную к свободным концам подвесной системы; 6-гашетки; 7-предохранитель; 8-фиксатор предохранителя.
Поискал в инете инфу о ПСНах. Нашел интересное сообщение на одном форуме. Красным выделил упоминание о конструкции:
Цитата
В 1983 году в Волосово приехали наши друзья из отдельной разведроты, у них был экспериментальный парашют ПСН-80. Крыло на стабилизацию, причем лента рифления была двойной, на каждую половину купола, т.к. нужно было втягивать стабилизацию. Сопла наполовину зашиты чтоб воздух не выходил из него при жесткой работе клевантами.[/COLOR] Этот авиарюкзак мой инструктор позаимствовал у ребят, ну а я сделал тоже самое с Гусевым И.М. В тихоря забрал его в казарму и ночью, при свете уличных фанарей, уложил его. К тому моменту у меня было только 140 прыжков и о крыле мы могли только мечтать, а тут такой случай, утром прыгают курсанты, у меня крыло на стабилизацию, когда начнут прыгать спортсмены я уже буду на земле, на дальнем старте их ждать. Все так и вышло, утром пришел на старт, за спиной ранец Д-6, правда замки ОСКа[/COLOR], но какое в принципе дело до замков. Петр Иванович только спросил, знает ли инструктор, на что я ответил, а как жеж канешно знаить. Кравцов тоже заинтересовался моим парашютом, но т.к. запретов на стабилку не было, отошел в сторону. Тут бы и все, да нет, видимо Игорь Михалыч утором не нашел парашют и решил поискать его у нас… Мы кстати изучали укладки парашютов заранее, до того как получали машины для прыжков. Появление красного спортивного костюма на горизонте ничего хорошего не сулило. – Кто проверял стропы? - Вы Игорь Михалыч. – Да, видно устал вчера, после прыжков разберемся… Приблизительно в таком плане выглядел наш диалог. На выпуске был Гена Желтов, кто его знает , парень он нормальный, но иногда любил почудить. Второй заход, я выхожу после паузы после курков. Проходим точку отделения, Гена говорит про его команду, хлопает по плечу. Я выскакиваю с разворотом, вижу как мне вдогон вылетает кирзачь,но мимо. Лечу секунд много, т.к. обогнал открывшихся курсантов. День закончился удачно, я сделал еще один прыг, мой друг Паша тоже прыгнул, Все довольны. Моя фамилия красовалась на второй строчке формуляра, за фамилией ротного.
УТ-15 был у меня промежутком с дуба до ПО-9,т.е. без переходного Т-4.Итого с 50 до 250 прыжка.Дык ОСК по репе-нереально.Вот раскрытие в пикирование убивало ключицы с акробатики.Потому умные раскрывались строго СИДЯ.
Хаить ОСК можно,как и рифовку,но это было.И были люди имеющие по 3000 прыжков без отцепок,Вовка Богомазов, МСМК по многоборью, Брянск.начало 80-х,к примеру. Мат часть надо знать.Как на подогнанной подвеске ОСК в репу придет не знаю.Так же как не знаю отказа на ПО-9 сер 2,правильно уложенном.
Это не относится к испытаниям.
"Всякий мнит себя стратегом,видя бой со стороны"(С)
Я тоже с Д-1-5у сразу на УТ-15, а потом на ПО-9 серии 2.
Цитата
Сергей Асташов пишет Мат часть надо знать.Как на подогнанной подвеске ОСК в репу придет не знаю.
Ага, посмотри за раскрытием купола, вернее за отходом медузы, как это делается на крыле (поворотом головы). И получишь в челюсть на раскрытии. Причём на ПО-9 с2 такого не случалось, т.к. там купол медленно раскрывался.
Цитата
Так же как не знаю отказа на ПО-9 сер 2,правильно уложенном.
Например можно положить рифовку на травку по росе во время укладки. Трение в кольцах рифления увеличивается и можно получить грушу вместо купола с вытянутой рифовкой.
думаю все недостатки рифовки у ПО-9 серии 2 проявились и у ПСН-80 (если конечно автор цитаты не напутал в описании парашюта).
Des пишет Поискал в инете инфу о ПСНах. Нашел интересное сообщение на одном форуме. Красным выделил упоминание о конструкции: ... Взято здесь
Списался с автором того сообщения, которое процитировал. Ниже его ответ (речь идёт о ПСН-80):
С куполом ПСН я познакомился в Волосово в 1983 году. В это время к нам часто приезжали ребята из отдельной разведроты штаба ВДВ на прыжки. В один из прыжковых дней на старте появились ком. роты и зам.ком со странными системами. Ранец от Д-6, подвеска от УТ-15 или Т-4, только кольцо обычное. Ну мы были любопытные ребята и узнали что испытывают новые парашюты для войск.
После прыжков началось самое интересное, согласно РПП к прыжкам с парашютом типа крыло допускались спртсмены-парашютисты не ниже 1-го разряда и имеющие не менее 250 прыжков. На тот период я не дотягивал до крыла по кол-ву, но в том же РПП ни слова небыло сказано про крылья со стабилизацией...
Наш инструктор решил опробовать на следующий день новый войсковой аппарат и забрал его у разведчиков. Но мы тоже ребята не промах были, решили воспользоваться прыжковым временем курсантов, которые прыгали от военкомата. Я вечером вытащил у инструктора распущеный купол и забрал в казарму. Ночью, почти на ощупь, стали его укладывать. Вот здесь мы столкнулись с первыми трудностями...
На куполе была двойная рифовка/на правую и левую сторону купола своя/, а сделано это было для того, чтоб стабилизация, площадь которой 1.5 метра, могла втянуться и не мешать планированию. Мало того, к нижкей кромне купола были пришиты чулки для этой ленты, чтоб предотвратить пожоги нижней кромки. Сопла купола зашиты на половину как на ПО-12 /для того, чтоб купол был устойчив в воздухе и не выпускал воздух из себя/. Стропы лавсановые, плоские, длиной 2.8 метров первый ряд. Ранец имел внутренние карманы как на ПО-9 сер.2 для укладки ленты рифления, ну и основные клапана с кольцами для зачековки двухконусного замка лентами силового треугольника.
Утром вышел на линию стартового контроля, Нач. парашютной службы дал добро, инструктор-методист пытался понять почему у Д-6 появились замки ОСКа, а когда дали команду садиться в самолет на старте появился инструктор... Показав кулак стал ждать моего возвращения.
Открытие купола было настолько мягким и приятным после УТ, правда управление оказалось тяжелым, постоянно приходилось подтягивать стабилку на верхнюю оболочку разрифовочным шнуром, но она снова якорила сзади купола и купол был с подтянутыми ушами первого ряда. Но в круг я на нем прилетел без особых напрягов. В этот день мне удалось прыгнуть с ним еще раз. В паспорте на эту систему моя фамилия красовалась на второй строчке, после фамилии ротного. Ну а мне удалось снова встретить его в учебном центре 7 ВДД в Казлу-Руде в 1984 году. После приземления на площадку поднял голову и увидел в небе до боли знакомый купол... Там и познакомился со вторым хозяином ПСН. Валерой Раткиным, после службы я часто ездил в Медвежки к разведчикам, ну и они тоже были частыми гостями нашего аэродрома.
В целом конструкция парашюта была интересна. -Купол-крыло, что позволяло достаточно свободно перемещаться в воздухе -Подшитые сопла для полетов в условиях турбулентности -Защитные чехлы /чулки/ на нижней оболочке купола -Стабилизация, позволяла прыгать из самолетов ВТА парашютистам не имеющим опыт свободного падения -Мягкая подвеска с замками ОСКа позволяла отцеплять купол при отказе.
...В последствии для Валеры Раткина я переделал на заводе кольцо. Поставив в круглое кольцо от УТ + тросик Д-6.
Здравствуйте ребята, жаль что в то время когда я прыгал с этим куполом у нас небыло фотиков, а сейчас остались только воспоминания о этих куполах. Я думаю что они, я имею в виду купола и описания, должны были сохраниться в коломне на складах ВДС. По крайней мере какое то кол-во ПСН там было, это со слов Раткина. Правда было в конце 80х. Ну а по поводу осмотра купола при открытии и встречи с замками могу сказать одно, после отказа на Т-4 на 54 прыжке, получив порцию поздравлений получил установку на контроль отхода медузы... С этим осмотром было много казусов, благодаря ему еще прыгаю... не разу не получив замками по лицу. Если интересно, могу написать, спасибо за внимание.
Ага, вот и автор цитат (швп) появился. Добро пожаловать!
Выкладываю фрагмент нашей переписки по устройству ПСН-80:
----------- Отвечает ШВП
Цитата(Des)Цитата(швп)На куполе была двойная рифовка/на правую и левую сторону купола своя/, а сделано это было для того, чтоб стабилизация, площадь которой 1.5 метра, могла втянуться и не мешать планированию.[/QUOTE]
Т.е. там было две рифовки, по одной на каждую половину купола? Соответственно и по 4 отверстия-люверса в обоих оболочках купола?
Как выглядела разрифовочная стропа? С четырьмя кольцами?[/QUOTE]
Да, на перкальке верхней и нижней оболочки было четыре люрикса/люверса/, лента рифления крепилась к петле силового треугольника стаб.системы, проходила через кольца, пришитые по периметру купола на косынках первого ряда строп, на ушах купола и части строп хвоста. Стропа разрифовочного шнура красного цвета, колец как и на ПО-9 сер2 2 штуки, пришита , а вот и забыл, но все как на 9.
Цитата(Des)Цитата(швп)Мало того, к нижкей кромне куполи были пришиты чулки для этой ленты, чтоб предотвратить пожоги нижней кромки.[/QUOTE]
Т.е. рифовка проходила как бы в рукаве?
Купол укладывался в камеру или в распашной чехол как у ПО-9 серии 2?[/QUOTE]
Лента рифления проходила через кольца/люрексы/люверсы//в оболочках, далее в перкалевых чулках, причем их длина /чулков/была такой, что при укладке купола они находились внутри и не доходили до колец рифления. Неудобным было связывать рифовку в начале укладки , совмещать люверсы и проверять ход ленты в кольцах. Стропы управления были такими же как на крыле, двойные и красные,заканчивающиеся клевантами.
Цитата(Des)Цитата(швп)Сопла купола зашиты на половину как на ПО-12/ для того, чтоб купол был устойчив в воздухе и не выпускал воздух из себя/. [/QUOTE]
кстати, с ПО-12 Вы тоже знакомы? Купол ПО-12 в последствии использовали в парашюте "Лесник-2" [/QUOTE]
Подвеска скорее от Т-4, т.к. были замки ОСКа и нарман кольца накладной/пришит снаружи/, в последствии я на одном парашюте переделал под круглое кольцо, стало смотреться лучше. Ранец имел внутри карманы для укладки распашника с куполом и части свободных концов. В верхней части на одном кармане находилась сьемная сота на другом люверс с карманом для зачековки клапанов лентой рифления. Обычно, на ПО-9, ПО-16 и т.д. подобные вещи чекуются двойным подгибом рифовки, на этом куполе это не требовалось, т.к. рифовка изначально двойная. Распашной чехол такой же как и на ПО-9. Ранец от Д-6. /Такое имеет место с парашютом Д-10. Купол Д-8, ранец Д-6.../ Сам купол скорее ПО-12, хотя меня берут смутные сомненья, по годам выпуска.