В этой теме хотелось бы собрать инфу о парашютах применяемых в "морских" частях СпН, для которых был разработан свой особый парашют ПВ - парашют водолаза. Идея подобного парашюта состояла в том, чтобы десантировать боевого пловца со всем снаряжением непосредственно на воду. Т.к. это техника была предназначена для частей СпН, она, как водится в нашей стране, была "за семью печатями" и практически никакой инфы о ней нет. Кроме того эти парашюты выпускались ограниченными количествами.
В литературе лично мне встречалось упоминание о трёх подобных парашютах ПВ-1, ПВ-2 и ПВ-3.
О парашютах ПВ-1 и ПВ-2 информации не имею вообще! А на парашют ПВ-3 имеется в наличии "Техническое описание и инструкция по эксплуатации" от 1980г и несколько фотографий.
Собственно ПВ-3 - парашютная система водолаза
Разработана и принята на вооружение очевидно в 1971-72гг, по всей вероятности вместе с ПСН-71 и Д-5 серии 4 (СпН и ОРР ВДД), т.к. имеют много общих конструктивных узлов.
Парашютная система водолаза ПВ-3 предназначена для десантирования парашютиста-водолаза из самолётов Ан-2 и Ан-12 на скоростях полёта от 160км/ч до 400км/ч по прибору с высот от 300 до 8000м со стабилизацией в течение 5 с и более. парашютная система ПВ-3 может применятся в сухопутном варианте с запасной парашютной системой З-2В серии 2 и грузовым контейнером ГК-30-Усп и в водолазном варианте с запасной парашютной системой З-2В серии 2, индивидуальным контейнером десантника ИКД-5 серии 2, аппаратом ИДА-71П и гидрокомбинезоном ГК-5М-2. При применении системы в сухопутном варианте обеспечивается размещение на парашютной системе прибора ППК-У-240А-Д, в водолазном варианте - ППК-У-405А.
Технические данные
Парашютная система водолаза ПВ-3 при общей полётной массе парашютиста с парашютными системами 180 (!) кгобеспечивает надёжность её действия и следующие ТТД:
а) нормальную работу на высотах от 300 до 8000м при введении парашютной системы в действие на скоростях от 160км,ч до 400км,ч по прибору со стабилизацией в течение 5с и более;
б) назначенный ресурс - 36 применений в пределах технических характеристик; при случайном введении в действие парашютной системы ПВ-3 немедленно (без стабилизации) на скорости полёта самолёта 400км/ч с полётной массой 180кг парашютная система к дальнейшей эксплуатации не допускается.
в) минимальную безопасную высоту 300м при покидании горизонтально летящего самолёта на скорости 160км/ч по прибору со стабилизацией 5с, при этом время снижения на полностью наполненном основном куполе не менее 10с;
г) перегрузки - не более 10 при наполнении стабилизирующего купола и основного купола после стабилизации в течение 5с и более;
д) среднюю скорость установившегося снижения на стабилизирующей системе на высотах 500-0м в пределах 30-40м/с;
е) среднюю вертикальную скорость снижения на основном куполе, пересчитанную с учётом условий стандартной атмосферы и массы парашютиста с парашютами 120кг на участке 30-35м от земли не более 5,2м/с;
ж) среднюю горизонтальную скорость перемещения на основном куполе (вперёд и назад) не менее 2,5м/с при общей полётной массе парашютиста 120кг;
з) время разворота купола (влево и вправо) на 180 град. при нейтральном положении основного купола не более 15с
и) разворот купола при перетянутых свободных концах;
к) усилие, необходимое для выдёргивания кольца не более 16кгс;
На фото парашютист-водолаз с парашютом ПВ-3 и запасным парашютом З-2В серии 2. [attachment=6030:post_130...59641428.jpg]
Конструкция парашютной системы водолаза ПВ-3 обеспечивает:
а) совершение прыжков на воду с аппаратом ИДА-71П: - в летнем и зимнем водолазном снаряжении без контейнера и оружия; - в летнем и зимнем водолазном снаряжении с контейнером ГК-30У и автоматом "АК" в специальном мешке; - в летнем и зимнем водолазном снаряжении с контейнером ИКД-5 серии 2 и автоматом "АК" в специальном мешке;
б) совершения прыжков на сушу без аппарата ИДА-71П: - в летнем и зимнем десантном обмундировании без вооружения и контейнера; - в летнем и зимнем десантном обмундировании со снаряжением - автоматом "АК", рюкзаком РД-54 и контейнером ГК-30Усп;
в) исключение непроизвольной утери каких-либо частей парашютной системы в течение всего процесса десантирования;
г) устойчивое снижение на стабилизирующей системе
д) прекращение снижение на стабилизирующей системе и введение в действие основного купола путём раскрытия двухконусного замка прибором или парашютистом. При этом введение в действие основного купола допускается производить на высотах не более 3000м над уровнем моря;
е) изменение положение парашютиста при переходе от стабилизации к снижению на основном куполе, не превышающее 90 град.;
ж) возможность крепления к подвесной системе дыхательного аппарата ИДА-71П, контейнеров ИКД-5 серии 2 или ГК-30-Усп, запасной парашютной системы З-2В серии 2 и отсоединение от подвесной системы всего этого во время снижения на наполненном основном куполе;
з) подгонку подвесной системы на любой рост парашютиста в зимнем или летнем обмундировании и водолазном снаряжении;
и) осоединение основного купола от подвесной системы при приводнении (приземлении) и удобство плавания с аппаратом ИДА-71П в подвесной системе;
к) надёжную работу при отсоединении одной группы свободных концов;
л) многократное применение после попадания парашютной системы в морскую воду;
м) применение запасной парашютной системы З-2В серии 2
На фото: - контейнеры в самолёте Ан-12 на транспортёре ТГ-12 - пловец-парашютист с парашютом ПВ-3 и контейнером - после приводнения
Масса парашютной системы без приборов и переносной сумки не более 17,6кг
габаритные размеры уложеной парашютной системы без аппарата ИДА-71П не более: - длина - 0,56м (без отделяемой панели, подушки и стабилизирующего парашюта, смонтированного на ранце - ширина - 0,35м (без приборов ППК-У-240А-Д или ППК-У-405А); - высота 0,23м
На картинке: схема работы парашюта ПВ-3 при десантировании на воду с контейнером ИКД-5 серии 2 [attachment=6031:9.jpg]
Основное внешнее отличие данного парашюта, это характерные прямоугольные окна на куполе (спереди и сзади) затянутые сеткой и предназначенные для разворота купола. Подобная схема применялась также у ПСН-71 и Д-5 серии 4. Полагаю, что все эти парашюты были ровесниками и появились в одно время (приблизительно 1970-72г)
Стропы управления аналогичные как и у Д-6. Купол круглый капроновый иметт площадь 79м2. 28 строп из шнура ШКП-150. Для удобства укладки стропы 1 и 28 - красного цвета, а 14 и 15 - зелёного цвета.
На подвесной системе установлены замки ОСК (как у спортивных парашютов) для отсоединения купола со стропами при приводнении. Свободные концы (передняя пара и задняя пара) попарно соединены перемычками для предотвращение складывания купола при отсоединения правых или левых свободных концов.
На фото ПВ-3 в воздухе. Хорошо видны характерные окна-вырезы на куполе (спереди и сзади). Видна также перемычка между свободными концами: [attachment=6032:19.jpg]
У нас на форуме есть форумчане прыгавшие с данным парашютом. Прошу поделится информацией о прыжках с ПВ-3. - Какие особенности укладки и эксплуатации? - Может кто занимался войсковым ремонтом и доработками. - Были ли модификации? - Применялся ли с другими запасками (например З-5)?
Прошу также поделится фотографиями если есть у кого.
В некоторых источниках упоминаются прыжки с ПВ-3 с высоты 60 метров на воду (полагаю без стабилизации).
Также прошу информацию о более ранних моделях ПВ-1 и ПВ-2. О них у меня пока нет вообще никакой информации.
На картинке: Надевание автомата "АК" в спецмешке на парашютиста-водолаза. Можно оценить достаточно необычный внешний вид парашютиста с ластами и маской . [attachment=6010:120_121_.jpg]
... В январе 1983 года, вновь создается МРП на СФ. Штатная численность личного состава частей СпН ВМФ увеличивается. В ходе учений отрабатываются все новые варианты доставки водолазов разведчиков в тыл противника. В 17 бригаде по инициативе и под руководством заместителя командира части полковника Позднякова В.Д. в середине восьмидесятых совершаются прыжки из самолетов с парашютом ПВ-3 на воду со сверхмалых высот. Сам он установил Мировой рекорд, совершив прыжок с 50 метров, а С. Галаев совершил прыжок с 80 метров, в водолазном снаряжении. 17 отдельная бригада специального назначения, помимо выполнения программы БП, в восьмидесятых, занималась подготовкой водолазов для спецназа КГБ “Вымпел”, а также ряда других подразделений и структур силовых ведомств СССР. Источник информации
... Доставка боевых пловцов к объектам могла происходить несколькими способами: наземным, воздушным, морским. Для десантирования из самолетов и верголетов применялись десантные парашюты Д5, Д6, ПВ-3. Последний позволял десантировать пловца в водолазном снаряжении на воду. О надежности ПВ-3 говорит то, что именно его использовали при эксперименте по десантированию со сверхмалых высот, который проводился в части на Черноморском флоте в июне 1986 г. Тогда мы отрабатывали прыжки со 120, 100, 80 и 60 метров. А полковник В.Поздняков совершил рекордный прыжок с 50 м. Прыжки со сверхмалых высот совершались без запасного парашюта, так как время под куполом все равно исчислялось секундами. Высокая подготовленность позволяла нам совершать без травм прыжки при скорости ветра 14 м/с, а на одних учениях мне довелось десантироваться при ветре 17 м/с. Кроме людских парашютов использовались различные грузовые парашютные системы. Источник информации
ПВ-2 отличался от ПВ-3 только подвесной системой, так как разрабатывался под другой дыхательный аппарат, потом ТЗ поменяли. Про ПВ-1 глухо напрочь, можно уверенно сказать только одно, ПВ-1, ПВ-2 и ПВ-5 серийно не выпускались.
Настоящий самоходчик не тот, который убил врага и погиб героем, а тот, на кого враги извели все боеприпасы и сами от отчаяния застрелились.
Kuzia: Интересно о ПВ-5. Что есть по нему? Когда был разработан? Почему собственно ПВ-5, по аналогии должен быть и ПВ-4, хотя бы опытный?
Читал в мемуарах морских спецов, что до появления ПВ-2 прыгали на воду с С-4В (В-водолазный?) и обычными десантными куполами (думаю Д-1). С-4В по отзывам прыгавших больше подходил, но т.к. он был спасательным, скорость снижения с грузом была очень велика и встал вопрос о разработке специального парашюта для водолаза. Может быть ПВ-1 был дальнейшим развитием С-4В?
Des пишет Kuzia: Интересно о ПВ-5. Что есть по нему? Когда был разработан? Почему собственно ПВ-5, по аналогии должен быть и ПВ-4, хотя бы опытный?
Разрабатываться начал в начале 90-х, парашют планирующий, ПСН-90, из-за проблем связанных с усилием на стропах управления, с металличесой фурнитурой и пр. и пр., да и потом не ясно зачем вообще аквалангистам планирующий парашют.
Настоящий самоходчик не тот, который убил врага и погиб героем, а тот, на кого враги извели все боеприпасы и сами от отчаяния застрелились.
Укладка,действительно,более сложная ,чем Д-5 и Д-6,на пальцах:) сложно объяснить.
Работал по испытательной теме с этим парашютом.Комплектация-ПВ-3,смонтированный на пустую коробку от ИДА,З-2В,гидрокостюм.Прыжки были на сушу.
Кроме непривычной укладки и ранца ,по прыжкам ничего особенного не было.Высота 1200,стабилизация 5 сек.,самолет АН-26,скорость 250-300.Разве что субъективно скорость приземления меньше.
По запасному парашюту. З-2В имел откидную пружинную рамку,обтянутую авиазентом,которая при укладке прижималась к днищу ранца,контрилась,на него укладывался купол,после затяжки ранца контровка снималась.В результате, при расчековки ранца,рамке с силой отбрасывала купол в сторону от парашютиста.
ПВ-3 по инструкции мог применяться только в комплекте с З-2В.
"Всякий мнит себя стратегом,видя бой со стороны"(С)
Цитирую вышеприведённую статью в "Братишке" для лучшей сохранности, если ссылка станет нерабочей. Лирику всю убрал, оставил только техническую информацию:
МОРСКОЙ парашютный комплекс с основным парашютом ПВ-3 был разработан НИИ автоматических устройств для замены устаревшего и ненадежного С-4В. Собственно, С-4В являлся модернизацией спасательного парашюта и не позволял десантироваться на сушу. Это вынуждало иметь на складах ПДИ частей спецразведки флотов два комплекта парашютов. Один — для прыжков на сушу, а другой для прыжков на воду. В 1974 году началась разработка универсального парашютного комплекса, который позволял бы совершать прыжки с парашютом как на сушу, так и на воду.
С начала и до конца разработку вел известный парашютист-испытатель 1-го класса В.Голойда. Фактически заново были разработаны и основной, и запасной парашюты, а также контейнер ИКД-5 серии 2. В процессе доводки системы испытателями НИИ АУ и ГНИКИ ВВС были выполнены несколько тысяч прыжков с парашютом. В силу специфики водолазного дела в испытаниях постоянно принимали участие офицеры, старшины и матросы разведывательных частей специального назначения всех флотов. Большой вклад в разработку внесли испытатели НИИ АУ, подполковники А.Илларионов и В.Катков из ГНИКИ ВВС, подполковник В.Раевский из ВП ВВС, а также капитан 1 ранга А.Криковцев из РУ ГШ ВМФ, полковник В.Поздняков — заместитель командира 17-й бригады специального назначения Черноморского флота, капитан 1 ранга Ю.Невдачин из разведки Тихоокеанского флота и многие другие. Не обошлось, к сожалению, и без потерь. На испытаниях ПВ-3 трагически погиб испытатель ГНИКИ прапорщик Б.Попов. Специально для этого комплекса были разработаны парашютная модификация изолирующего дыхательного аппарата ИДА-71П, гидрокомбинезон ГК-5М-2, а затем УКГ-4 и контейнер ИКД серии 2. Парашютная система водолаза в принципе представляет собой обычный десантный парашют типа Д-5, Д-6. Основные отличия ПВ-3 заключаются в том, что из-за большой полетной массы парашютиста, которая достигает 180 килограммов, площадь стабилизирующего устройства была увеличена. Кроме того, из-за необходимости отцепки купола при приводнении основной парашют имеет два замка отсоединения свободных концов ОСК. И наконец, конструкция парашютной системы ПВ-3 обеспечивает возможность монтажа на подвесной системе дыхательного аппарата ИДА-71П и размещения пояса с водолазными грузами. Обеспечено надежное крепление на подвесной системе манометра ИОА-710с и гарнитуры станции звука подводной связи МГВ-3. Запасная парашютная система З-2В серии 2 разрабатывалась специально для работы с ПВ-3. Она имеет откидную рамку-пружину для отбрасывания купола запасного парашюта в воздушный поток из затенения, которое создает контейнер ИКД-5 серии 2. Индивидуальный контейнер десантника ИКД-5 серии 2 имеет обтекаемую форму для плавания в воде, ручки для удобства управления им под водой и компас КИ-13. Устанавливается на лентах транспортера ТГ-12м в шахматном порядке, семь с левого борта и шесть с правого. Контейнер имеет специальные резиновые соты для крепления мест сидящего парашютиста.
ГИДРОКОМБИНЕЗОН ГК-5М2 (УГК-4) создавался специально для прыжков с парашютом. В отличие от ГК-5М-1 он не имеет замка объемного шлема, который в случае зацепления его стропами может привести к трагическим последствиям. Вместо объемного шлема у ГК-5м-2 обтюратор с маской ВМ-5.
Дыхательный аппарат ИДА-71П в отличие от универсального ИДА-71У может крепиться на подвесной системе парашюта ПВ-3. Дыхательный аппарат ИДА-71П снабжен гидроакустической станцией. Также в комплект ПВ-3 входит специальный пояс для крепления на нем водолазных грузов. В комплексе применяются полуавтоматы парашютные комбинированные унифицированные ППК-У-240 АД при совершении прыжков на сушу или ППК-У-405А при совершении прыжков на воду. Комплекс универсальный и может применяться при совершении прыжков на сушу без водолазного снаряжения с контейнерами ГК-30С и ГК-30 усп как зимой, так и летом.
ПАРАШЮТ-РЕКОРДСМЕН
В ИЮЛЕ 1986 года в Очакове офицерами 17-й обрСпН и РУ ГШ ВМФ на ПВ-3 были совершены прыжки с рекордно малой высоты. Группа парашютистов, в которую также входил и автор материала, прыгала с высоты 60 метров, а заместитель командира бригады полковник В.Поздняков поставил мировой рекорд предельно малой высоты десантирования, он прыгал с 50 метров и также на парашюте ПВ-3. После этого Сергей Галаев и Евгений Демин десантировались с оружием и снаряжением с рекордно малой высоты — всего с 80 метров. При этом материальная часть парашюта работала безотказно. Несмотря на то, что ПВ-3 находится на оснащении частей спецназначения ВМФ около тридцати лет, он до сих пор в полной мере обеспечивает выполнение задач водолазами-разведчиками при десантировании как на сушу, так и на воду.
ГИДРОКОМБИНЕЗОН ГК-5М2 (УГК-4) создавался специально для прыжков с парашютом. В отличие от ГК-5М-1 он не имеет замка объемного шлема, который в случае зацепления его стропами может привести к трагическим последствиям. Вместо объемного шлема у ГК-5м-2 обтюратор с маской ВМ-5.
Дыхательный аппарат ИДА-71П в отличие от универсального ИДА-71У может крепиться на подвесной системе парашюта ПВ-3. Дыхательный аппарат ИДА-71П снабжен гидроакустической станцией. Также в комплект ПВ-3 входит специальный пояс для крепления на нем водолазных грузов. В комплексе применяются полуавтоматы парашютные комбинированные унифицированные ППК-У-240 АД при совершении прыжков на сушу или ППК-У-405А при совершении прыжков на воду. Комплекс универсальный и может применяться при совершении прыжков на сушу без водолазного снаряжения с контейнерами ГК-30С и ГК-30 усп как зимой, так и летом.
ПАРАШЮТ-РЕКОРДСМЕН
В ИЮЛЕ 1986 года в Очакове офицерами 17-й обрСпН и РУ ГШ ВМФ на ПВ-3 были совершены прыжки с рекордно малой высоты. Группа парашютистов, в которую также входил и автор материала, прыгала с высоты 60 метров, а заместитель командира бригады полковник В.Поздняков поставил мировой рекорд предельно малой высоты десантирования, он прыгал с 50 метров и также на парашюте ПВ-3. После этого Сергей Галаев и Евгений Демин десантировались с оружием и снаряжением с рекордно малой высоты — всего с 80 метров. При этом материальная часть парашюта работала безотказно. Несмотря на то, что ПВ-3 находится на оснащении частей спецназначения ВМФ около тридцати лет, он до сих пор в полной мере обеспечивает выполнение задач водолазами-разведчиками при десантировании как на сушу, так и на воду.
ИДА-71п Не снабжен гидроакустической станцией и она даже не входит в комплект, а может устанавливаться.
На одном из водолазный сайтов нашел инфу следоющего характера:
В 1949 году по инициативе капитана 2 ранга Прохватилова И.В. при АСО 4-го ВМФ создается экспериментально-исследовательская группа легководолазов. В приказе командующего 4 ВМФ от 18.07.49 за № 0209 указывалось: "В целях улучшения боевой подготовки водолазов флота и создания новых приборов и устройств, облегчающих работу легководолазов, образовать при АСО специальную исследовательскую группу. Из штатов АСО для этих целей выделить 12 водолазных специалистов. Руководителем группы назначить капитана 2 ранга Прохватилова И.В. Отчет о работе представить к 15 декабря 1949 года". В 1956 году 2-й отдел ГШ ВМФ поставил задачу перед спецлабораторией разработать и создать водолазное снаряжение для прыжков с самолета. В работе задавался целый комплект снаряжений: индивидуальный дыхательный аппарат, специальный гидрокомбинезон и подвесная парашютная система. Задание выполнялось в нескольких НИ-ОКР по частям. С января 1957 года лаборатория при участии Института ВМФ № 15 выполняет НИР (ИТ-72-40) "Исследование и разработка снаряжения водолаза для прыжков с самолета с приводнением, для выхода из ПЛ, свободного плавания и хождения по грунту". В НИР были разработаны ТЗ и тематическая карточка. В апреле 1958 года СКБ-КДА выполняет ОКР "Изолирующий дыхательный аппарат для водолаза-парашютиста". Параллельно на заводе № 151 в г. Ярославле выполняется разработка специальных гидрокомбинезонов ГК-ТО и ГК-У. Консультации и наблюдение за работой осуществляет спецлаборатория. В августе 1969 года созданное снаряжение: аппарат ИДАП, гидрокомбинезон ГК-ТО и подвесная парашютная система, успешно выдержали летно-экспериментальные испытания. Разработку парашютной системы выполнял НИЭИ ПДС по теме "Лепесток". В испытаниях участвовала большая группа специалистов. От спецлаборатории подполковник Плесков М.Л., капитан 3 ранга Юрнев А.П., подполковник м/с Тюрин В.И., водолазы Белов Н.И. и Курочкис B.C. Предварительные лабораторные испытания проводил водолазный специалист Иванов Б.А. с водолазами Кондратенко Н.А., Шкляр A.M., Батюшко П.Т. В декабре 1959 года снаряжение было принято на снабжение частей ВМФ с наименованием СВП-1, гидрокомбинезон получил наименование ГКП-4. Но уже в январе I960 года Плесков, Максимихин, Тюрин, Иванов и Кудрин выполняют НИР по совершенствованию способов выхода из ПЛ. В работе проводится анализ 130 выходов из ПЛ и вновь осуществляется более 50 выходов. Результатом работы явилось создание нового дыхательного аппарата ИДА-59П, который вошел в снаряжение водолаза-парашютиста СВП-1 с новым гидрокомбинезоном ГК-5.
[attachment=8590:СВП_1.JPG]
Водолазное снаряжение СВП-1 с дыхательным аппаратом ТП и двумя парашютами (основным (сзади) и запасным (спереди).
Вопрос: что за парашютная система для водолаза? По периоду времени в статье - конец 50-х, начало 60-х годов.
Skydjin пишет Вопрос: что за парашютная система для водолаза? По периоду времени в статье - конец 50-х, начало 60-х годов.
Skydjin, спасибо за инфу. Думаю что это С-4В, кажется так назывался он. В литературе попадаются упоминания, что с этим парашютом прыгали на воду, а вот на землю было уже опасно, т.к. со всем снаряжением водолаз был очень тяжёлый и приземлялся на повышеной вертикальной скорости. Собственно это и послужило точком к разработке специального парашюта водолаза (ПВ).
Des пишет Skydjin, спасибо за инфу. Думаю что это С-4В, кажется так назывался он. В литературе попадаются упоминания, что с этим парашютом прыгали на воду, а вот на землю было уже опасно, т.к. со всем снаряжением водолаз был очень тяжёлый и приземлялся на повышеной вертикальной скорости. Собственно это и послужило точком к разработке специального парашюта водолаза (ПВ).
Я тоже так подумал, что это С-4В, потому что система сделана явно на основе спасательного парашюта, да и по годам подходит. Но хотелось бы услышать мнение со стороны (особенно Кузи и Сергея Асташова). Может кто-нибудь выложит инфу по ПВ-1 и ПВ-2?