Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Недалеко от города Панджшер

Они пошли ставить мины-растяжки. Со мной остался только миномет и его боевой расчет. Но около 11 часов утра эти пять солдат и лейтенант нарвались на душманов. Те открыли огонь из всего имеющегося у них оружия. Наши бойцы залегли и отбивались до последнего - полегли все шесть человек. Я, как только началась стрельба, приказал открыть огонь из миномета. Но стрелять приходилось вслепую: мы находились на дне ущелья, а «духи» скрывались за скалами и грудами камней. Через несколько минут выходит на связь командир девятой роты старший лейтенант Александр Песков: «Душманов много, наверное, на целый батальон наберется. Но мы их видим, сейчас тебе поможем»...



Символика и геральдика

18.01.2006

Через огонь, болота и рукопашный бой

Через огонь, болота и рукопашный бой прошли участники профессиональных испытаний на право присвоения наградного знака "Доблесть и мастерство" 

Грифон в геральдике символизирует силу и бдительность. Поэтому, думается, не случайно именно грифон и летучая мышь (символ разведки) изображены на недавно учрежденном наградном знаке "Доблесть и мастерство". Удостаиваются его после прохождения множества сложнейших испытаний лучшие военнослужащие сил специальных операций.


Нагрудный знак
"Доблесть и мастерство"
(тяжёлый метал, посеребрянный)

Нагрудный знак
"Доблесть и мастерство"
(тяжёлый метал, посеребрянный, накладной грифон позолоченный)

Первые такие испытания в соответствии с приказом министра обороны в масштабе сил специальных операций состоялись на базе 103-й гвардейской отдельной мобильной бригады. Это дало начало новому движению "Доблесть и мастерство". Оно возникло не на пустом месте.

Опыт подобных состязаний на право присвоения знака "Черный орел", проводившихся спонтанно в 38-й гвардейской отдельной мобильной бригаде, был внимательно изучен и трансформирован в движение "Доблесть и мастерство". Оно призвано объединить и поднять на новый качественный уровень до сей поры разрозненные, хотя и полезные инициативы, придав им соответствующий статус и документальную базу.

О жесткости требований Программы единых квалификационных испытаний на право присвоения этого знака свидетельствует тот факт, что из шестидесяти кандидатов - офицеров и прапорщиков частей и соединений сил специальных операций, пожелавших принять в них участие, до финиша дошли только… четверо. А первые отсеялись еще на начальном этапе, при отборе.

Он осуществлялся в соответствии с тремя основными критериями. Важнейший из них - уровень профессиональной подготовки. К испытаниям были допущены лишь те офицеры и прапорщики, которые сдали итоговую проверку за прошлый учебный год на хорошо и отлично. Второй критерий - дисциплинированность и личные качества участников, которые оценивались созданными накануне в частях и соединениях сил специальных операций советами движения "Доблесть и мастерство". И, наконец, последний - физическое здоровье. Кандидаты прошли дополнительную медицинскую комиссию, которая дала "добро" только абсолютно здоровым военнослужащим.

Итак, для участия в трехдневном испытательном марафоне в 103-ю омоббр прибыли 48 офицеров и прапорщиков. Выступая на построении перед его стартом, начальник управления Генерального штаба Вооруженных Сил Беларуси полковник Сергей Дудко напомнил, что испытания предстоят очень сложные и дойдут до их финиша далеко не все. Впрочем, такой цели этот беспрецедентный по своему напряжению профессиональный экзамен и не преследует. Право носить знак "Доблесть и мастерство", как подчеркнул офицер, должны получить действительно лучшие из лучших, которым в дальнейшем будут поручаться самые ответственные служебные задачи. Помимо таких преференций, как первоочередное продвижение по службе и приоритетное право поступления в военные учебные заведения, знак "Доблесть и мастерство", по словам полковника Сергея Дудко, накладывает на его обладателя серьезные обязательства: прежде всего быть эталоном для подчиненных и сослуживцев в вопросах профессиональной деятельности, а кроме этого, активно распространять свой опыт и знания.

Условно программу испытаний можно разделить на несколько основных логически связанных между собой этапов. Это: проверка теоретических знаний по базовым военным дисциплинам и выполнение нормативов по специальным видам подготовки; совершение ночного парашютного прыжка и сбор после десантирования; движение по азимуту по пересеченной местности, выход в указанный район; марш-бросок на 30 километров и действия разведгруппы в поиске; стрельба из различных видов оружия, имитирующая боевое столкновение с противником; практическое выполнение норматива по инженерной подготовке - подрыв объекта; отход после выполнения задачи с преодолением специальной полосы препятствий; и, наконец, финальный рукопашный поединок в течение шести минут со сменой четырех партнеров через каждые полторы минуты.

Наверное, если бы какой-нибудь известный голливудский режиссер задумал снять фильм по этому сценарию, главному герою-суперагенту понадобился бы добрый десяток дублеров и каскадеров… Ну а по "сценарию" наших испытаний весь этот огромный комплекс задач должен был решить один "универсальный солдат".

Увы, не всем испытание оказалось под силу. Уже первый экзамен, в котором участники должны были продемонстрировать навыки воздушно-десантной подготовки (ВДП), подтвердил слова полковника Сергея Дудко о том, что одного желания завоевать знак "Доблесть и мастерство" будет недостаточно. Начальник воздушно-десантной службы Вооруженных Сил полковник Михаил Бурдин - один из двадцати четырех профессионалов, вошедших в состав судейского комитета, был строг и непреклонен. Это, впрочем, вполне объяснимо, ведь ВДП - важнейшая дисциплина, которую должен глубоко усвоить каждый военнослужащий частей сил специальных операций, поскольку на стропах парашюта, образно говоря, висит его жизнь.

Норматив №3 Наставления по ВДП - подготовка оружия и снаряжения для совершения прыжка с грузовым контейнером - не самый сложный из тех, что предстояло выполнить участникам в ходе первого экзамена. Максимум за 15 минут они должны были, выражаясь профессиональным языком, законтровать, то есть зафиксировать специальной нитью защелку магазина автомата и крышку ствольной коробки, а скобу спускового крючка привязать к скобе подвесной системы парашюта, затем перевести рюкзак десантника (РД) в положение для прыжка - опустить его вниз под основной парашют, уложить грузовой контейнер ГК-30 со своим грузом (боеприпасами или средствами связи), прикрепить его к подвесной системе и выйти на линию проверки в полной готовности к совершению прыжка. Если в ходе контрольной проверки обнаруживалась ошибка, могущая повлиять на раскрытие парашюта, то за выполнение норматива сразу ставилась неудовлетворительная оценка… Ну а кроме описанного выше норматива, участники испытаний решили также тесты по теории ВДП, выполнили норматив по подготовке к выброске грузовой тары - парашютно-десантного мягкого мешка (ПДММ), а в завершение уложили свои парашюты и прошли наземную тренировку для совершения парашютного прыжка ночью. И лишь в случае, если оценки по каждому из практических нормативов и тестов были не ниже "хорошо", участник получал допуск к очередному экзамену.

Военный психолог одного из батальонов 38-й гвардейской отдельной мобильной бригады гвардии лейтенант Вадим Лукашевич приехал на эти испытания с твердым намерением дойти до финиша. Молодой офицер, выпускник Военной академии 2005 года был отлично подготовлен физически, да и тот факт, что по итогам инспекции в бригаде он числился в передовиках, придавал уверенности в своих силах. Однако сказался недостаток практики… Как и многие из его коллег - представителей офицерской молодежи, Вадим "провалился" на начальном этапе испытаний. Тем не менее это не охладило благородный порыв гвардии лейтенанта. Полученный опыт, по его словам, позволит сделать коррективы в своей профессиональной подготовке. А предстоящие летние испытания на право присвоения наградного знака "Доблесть и мастерство" дадут новый шанс ему и его сослуживцам.

Ближе к концу второго дня квалификационных испытаний, когда позади были теоретические тесты и зачеты по иностранным языкам, тактико-специальной, военно-медицинской, инженерной, воздушно-десантной и другим видам подготовки, в рядах претендентов оставалось двенадцать человек. Среди них был и самый старший участник испытаний - тридцатисемилетний командир отряда специального назначения из состава 5-й отдельной бригады спецназа подполковник Сергей Корза.

В 1993 году Сергей окончил факультет спецназа Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища. С тех пор его офицерская судьба связана с элитными войсками. Участие в испытаниях опытный офицер посчитал для себя делом чести, ведь, по его словам, дух борьбы и преодоления необходим военному человеку: он придает особый вкус жизни, стимулирует стремление к новым профессиональным высотам.

Этот непоколебимый боевой дух, которым всегда славились крылатая пехота и ее "брат"-спецназ, а также незаурядная физическая выносливость и отличная специальная подготовка сполна понадобились кандидатам на новом витке испытаний. После ночного "десантирования" в район населенного пункта Новка, которое в связи с неблагоприятными погодными условиями было решено провести условно, как говорят в войсках, "пеший по-машинному", участники испытаний быстро покинули открытую площадку приземления, где в реальной обстановке они особо уязвимы для противника, и прибыли в пункт сбора. Дальнейший их ночной маршрут, если даже просто соединить все его точки прямыми линиями на топокарте, по протяженности приближался к 40 километрам. Но это в идеале.

Движение по азимуту не предполагает наличие карты: в руках у испытуемых были лишь азимутальные карточки и компасы. Малейшее отклонение от направления в полной темноте оборачивалось дополнительными километрами… И если добавить к этому глубокий снег, пересеченную местность и незамерзшие еще болота, то условия этого этапа можно назвать просто экстремальными. Четверо из первых пяти участников, прибывших на конечную контрольную точку, в полной мере ощутили это на себе - провалились в ледяную болотную жижу по пояс.

Времени на просушку мокрой одежды и обуви было немного - 30-километровый ночной марш-бросок в район поиска стал для спецназовцев единственным способом согреться на крепчающем морозе. В квадрате поиска 3 на 10 километров пришлось намотать еще с десяток верст… В итоге к исходу ночи самые стойкие из участников прошли около 70 километров – а к финишу данного этапа добралось всего шестеро. Впрочем, не отсутствие выносливости и физической закалки стало причиной снятия их друзей-соперников с дистанции, а все тот же недостаток опыта, в частности - опыта ориентирования на незнакомой местности ночью. Молодые офицеры попросту не уложились в предусмотренный программой испытаний временной график.

Среди тех, кто отлично справился со всеми нормативами - по военной топографии, работе на средствах связи, успешно преодолел марш и выполнил поисковые действия, был уже упомянутый мной подполковник Сергей Корза. И всего несколько секунд понадобилось ему на следующем этапе, чтобы по математической формуле рассчитать в уме массу сосредоточенного тротилового заряда для практического подрыва "объекта". Как сообщил судья на данном этапе испытаний, заместитель начальника кафедры инженерного обеспечения Военной академии полковник Сергей Трубин, по требованиям норматива было необходимо реально разрушить тротиловым зарядом железобетонную плиту с перебиванием арматуры, что и было мастерски сделано опытным офицером.

 

Ощущения бойца, проведшего бессонные сутки в глубоких снегах, лесах и болотах - на марше, словами не передать. Это нужно прочувствовать. По словам руководителя испытаний полковника Сергея Дудко, в этом состоянии с человека "слетают все покровы"; добиться результата может лишь истинный профессионал, мастер своего дела, просто энтузиазма и куража для этого мало. Чего стоит одна лишь специальная полоса препятствий, которую должны были пройти участники после выполнения нормативов по стрельбе из различных видов стрелкового оружия!..

- Здесь, на шестикилометровой дистанции, мы имитировали почти все мыслимые препятствия, которые только может встретить разведчик на пути своего отхода после выполнения специальной задачи, - рассказал представитель судейской коллегии на данном участке, начальник физической подготовки 103-й гвардейской мобильной бригады гвардии капитан Анатолий Ханевский. – Участники испытаний метают ножи и малые саперные лопатки, спускаются и поднимаются по канатам на высоту трехэтажного здания, преодолевают горящую городскую свалку, проволочный забор, минно-заградительные препятствия, переправляются по тросу, натянутому на высоте 10 метров между макетами вертолетов, переносят на себе "раненого" и проходят "обкатку" гусеницами, сидя в окопе. И все это под непрекращающимся огнем "противника", который имитируют холостой стрельбой из пушек и курсовых пулеметов несколько БМД...

Этот этап испытаний был действительно самым эффектным и впечатляющим с нашей, журналистской, точки зрения, – казалось, на полигоне гремит настоящий бой. Ну а для участников, порядком измотанных бессонницей и физическими нагрузками, специальная полоса препятствий могла таить неприятные сюрпризы. Поэтому всю шестикилометровую дистанцию рядом с первым стартовавшим кандидатом - подполковником Сергеем Корзой решил преодолеть и полковник Сергей Дудко. По его словам, это было необходимо сделать, чтобы поставить дополнительные указки, вешки или пикеты на местах, где бойцы могут потерять направление движения, ведь все они впервые преодолевали полосу в условиях данной местности.

По мнению полковника Сергея Дудко, без соответствующих тренировок на выносливость, силу и ловкость, без необходимых военно-прикладных навыков пройти специальную полосу за отведенное время невозможно. Однако все шестеро оставшихся к тому времени участников оказались на высоте, успешно сдав и этот сложнейший практический экзамен.

После всего что довелось преодолеть финалистам, дошедшим до конца испытаний, уже ничто, казалось, не в состоянии сломить, выбить их из седла. Но рукопашные схватки разведчиков "столкнувшихся с превосходящим противником" принесли лавры победителей не всем. Спарринг-партнеры - опытные боксеры и самбисты из 103-й и 38-й гвардейских мобильных бригад, со свежими силами выходившие поочередно на ковер через каждые полторы минуты, бились отчаянно, без всяких условностей. Двое из участников получили травмы буквально в нескольких шагах от долгожданной награды и были сняты с испытаний…

И вновь истинную волю к победе, высочайшую силу духа и бойцовский характер показал в схватках подполковник Сергей Корза. После окончания трудного неравного поединка с четырьмя соперниками зрители, в числе которых было немало его сослуживцев, буквально подхватили офицера на руки и вознесли как героя. В тот момент, наверное, не мне одному показалось, что знак "Доблесть и мастерство" во многом сродни настоящей боевой награде  так высока была его цена.

Источник: Белорусская военная газета "Во славу Родины" №7 от 13 января 2006г. (http://www.vsr.mil.by)

Фото предоставили: Антон СТЕПАНИЩЕВ, Алексей ВРОНСКИЙ, Александр МАРЕЦКИЙ (фото нагрудных знаков из собственной коллекции).


Автор:  Александр ЛОГИНОВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Н-ский
Убедительно.
ИмяЦитировать
Хорст
Молодцы союзники,хороший конкурс.
ИмяЦитировать
Комментировать

Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой