Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

«Таджики» 35-ой гвардейской десантно-штурмовой бригады: Мурат Мухамеджанов
Боль и возмущение действиями водителя Уазика были настолько сильными, что я, выскочив из кабины, подбежал к находившемуся за рулем парню лет 25-ти, открыл дверцу и от всей души заехал кулаком ему в лицо. Одновременно, я делаю что-то вроде внушений насчет правил дорожного движения, что в той ситуации и местности выглядело, наверное, очень комично. Водитель выскочил из своей машины, сдернул с одетой на него разгрузки РГД-5 и схватился за кольцо. Он стоял передо мной с окровавленным лицом и что-то озлобленно говорил мне в ответ. И тут до меня доходит, что говорит он не на местном наречии, отдельные слова которого я уже немного различал, а на не понятном мне диалекте фарси. И это вовсе не местный памирец, которые кто-то хуже, кто-то лучше, но разговаривали на русском, а афганский моджахед…


Страницы истории

19.12.2014

В гондоле аэростата – по долгу службы

Памяти отца

Далёкие пятидесятые годы прошлого века. Наша семья поселилась в одном из ДОСов небольшого военного городка, расположенного среди лесов, подальше от шума больших городов. Мы жили по месту службы моего отца – пилота-воздухоплавателя. Ему, окончившему сугубо артиллерийское училище, пришлось осваивать новое для него дело.

Воздухоплавание, аэростаты, парашюты – эти слова с детства запали в мою душу. Я часто в выходные дни забирался в кабину автомобиля-лебёдки ГАЗ – 2А, трогал руками чёрный эбонитовый руль и рычаги управления, вдыхал устоявшийся запах бензина и представлял, как поднимается от земли на тросе серебристая «колбаса» аэростата, унося высоко вверх  гондолу с отцом и парашютистами.



Отец был пилотом-инструктором. Несколько раз за сутки аэростат поднимался и опускался, прыжки из гондолы совершали трое или четверо (это зависело от типа – ДАГ-1 или ДАГ-2). Правда, гондола аэростата ДАГ-2 имела ещё и пятое место, откидное сиденье – «хлеборезку», так шутливо называли его солдаты. Сидеть не нём было не совсем уютно, зад парашютиста вылезал за пределы гондолы. При хороших метеоусловиях прыжки проходили и днём и ночью, в любое время года, обычно с высоты 400 м. В перерывах между подъёмами аэростат закрепляли на специальном бивуаке. Команда обслуживания (20 человек) вручную выводила его к месту нахождения машины с лебёдкой, на площадку снаряжения, там же подвешивалась гондола. Оболочка аэростата изготавливалась из двухслойного прорезиненного материала серебристого цвета и наполнялась водородом. Поэтому принимались все строгие меры безопасности, особенно когда его по железной дороге привозили в баллонах и наполняли оболочку.



Молодым солдатам, впервые совершавшим прыжки, было страшновато шагать в открывшуюся дверцу гондолы и прыгать ногами вниз. К тому же они физически испытывали так называемый неприятный динамический удар ввиду принудительного раскрытия парашюта. С отказниками приходилось проводить разъяснительные беседы и подавать личный пример. Всё это, а также обеспечение безопасности прыжков ложилось на плечи моего отца. Несколько лет подряд выдавались особенно суровые зимы, морозы доходили порой до 20 градусов, тогда отец облачался в специально выдаваемые меховые унты и в зимнем обмундировании с парашютами походил на настоящего зимовщика-полярника, важно ступавшего по скрипучему снегу.

Однажды, после выполнения очередной выброски парашютистов, когда пилот остался один, случилась беда. Произошёл обрыв тросовой системы аэростата, и гондола стала набирать высоту. Ожила стрелка высотометра. Отец, что было сил рванул разрывную ленту красного цвета, которая соединялась с разрывным полотнищем в носовой части аэростата. В этом случае аэростат терял подъёмную силу, вследствие выхода водорода, оболочка постепенно сдувалась и опускалась на землю. Налетевший вихрь стих также внезапно, как и налетел. Отец нашёл в себе силы, чтобы выбраться из гондолы. Ещё несколько мгновений, и над головой раскрылся перкалевый купол парашюта.     

Шло время, аппаратам легче воздуха пришли на смену самолёты Ан-2, а за ним – Ан-12, Ил-76. Свыше 600 прыжков с парашютом совершил мой отец – парашютист-инструктор Прытков Юрий Михайлович – один из первых послевоенных воздухоплавателей, которые выполняли настоящую мужскую работу, покоряя небо в гондоле аэростата.


Автор:  Вячеслав Прытков, фото из семейного архива автора

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Руслан Шадиев
Стихи Вячеслава Прыткова, посвященные отцу.

Небесный парус - купол парашюта
тебе всё чаще снится поутру,
спокойствие домашнего уюта,
привычный быт душе не по нутру.
Тебя зовут заоблачные дали,
прыжок к земле,раскованный полёт
сейчас одним желаньем стали,
летишь и покидаешь самолёт.
Стучало сердце снова в упоеньи,
раскрылся парашют над головой,
как жаль,что это сновиденье
и отголосок жизни молодой!

********************

Голубые просторы распахнули объятья.
Купола парашютов расцвели над землёй,
Это брошены с неба десантники-братья,
постоянно готовые ринуться в бой.
У тебя за спиною высот покоренье
аэростата гондола и первый прыжок
и отчаянно бьётся всегда в упоеньи
бесстрашного сердца надёжный движок
Не расстратила силы и старость седая,
не по нраву спокойный домашний уют
У десантника вечно душа молодая
и надежда на испытанный свой парашют!


Источник: тема "Вячеслав Прытков, Посвящение отцу" на форуме Десантура.ру
ИмяЦитировать
Дмитрий Васильевич
Здравствуйте Вячеслав Юрьевич, Руслан.
Прочитал статью с интересом, и узнать бы о Юрии Михайловиче больше: какое училище закончил, участвовал ли в ВОВ, в какой дивизии(полку) ВДВ служил, как попал из артиллеристов в воздухоплаватели , какую форму носил в годы службы воздухоплавателем ВДВ(артиллерии или как в авиации), где продолжил службу после снятия аэростатов с вооружения ВДВ?
С Уважением.
ИмяЦитировать
Руслан Шадиев
Здравствуйте, Дмитрий Васильевич. Надеюсь Вячеслав Юрьевич дополнит информацию об отце.
ИмяЦитировать
Alex
http://desantura.ru/forum/messages/forum9/topic6565/message152844/#message152844  артиллеристы 119 пдпб 1949 год, Прытков в первом ряду первый слева
ИмяЦитировать
Alex
ИмяЦитировать
Alex
http://desantura.ru/forum/messages/forum9/topic6565/message270637/#message270637  Прытков в центре, 80 пдп  Гайжюнай. Форма ВВС
ИмяЦитировать
Alex
http://desantura.ru/forum/messages/forum9/topic6565/message270638/#message270638 Курсы аэростатчиков в Долгопрудном, Прытков в верхнем ряду 4й справа
ИмяЦитировать
Alex
ВОт что написал Вячеслав о своем отце:

"... Для Дмитрия Васильевича.
Здравствуйте! Спасибо за Ваше внимание и интерес к моему повествованию о отце - Прыткове Юрии Михайловиче.Мой отец закончил Тбилисское горно-артиллерийское училище (ТГАУ),в войне не участвовал,из артиллеристов в воздухоплаватели пошёл по зову сердца,все-таки,романтика,душа молодая.Эмблемы ВДВ тогда ещё не было,по-моему носил в петлицах -авиационную эмблему,вся служба отца прошла в 7 дивизии ВДВ,в/ч 93613.Занимал разные должности,перед уходом в отставку занимался эксплуатацией воздушно -десантной техники,выброской тяжелого вооружения на десантных платформах. Дмитрий Васильевич,пожалуйста,напишите также о себе.Вячеслав....."
ИмяЦитировать
Комментировать

Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой