В данной ветке приводится краткий обзор проектов легких СВН, ретроспектива создания, факты боевого применения и варианты возможного развития данного типа оружия - в дальнейшем
1) Истребитель вертолетов.
2) PZL-230F «Скорпион» самолёт поля боя
3) Лёгкий стелс-штурмовик Шафаг. Иран
Появление даннах проектов, (и ряд других, изначально проходивших по класификации "легкий штурмовик") - свидетельствует о тенденции возвращения легких боевых ЛА, как минимум - в небо локальных войн (конфликт малой интенсивности)
1) Истребитель вертолетов.
Цитата |
---|
Английская фирма Бритиш Аэроспейс сообщила о результатах проходившей в течение двух лет под большим секретом разработки проекта легкого высокоманевренного дозвукового самолета «SABA», предназначенного для борьбы с маловысотными малоскоростными целями, главным образом вертолетами и крылатыми ракетами. Исследовались три варианта машины, обозначенных Р.1233-1, Р.1234-1 и Р.1234-2. Пока преимущество отдано варианту Р.1233-1. Его компоновочная схема типа «утка» с крылом небольшой обратной стреловидности, передними дестабилизаторами и задним расположением турбовентиляторного двигателя (ТВВД) со сдвоенным толкающим винтом. По утверждению представителя фирмы, главные достоинства итого истребителя высокая маневренность на всех режимах полета, возможность базирования на грунтовых аэродромах с длиной ВПП до 300 м, большая, до 4 часов, длительность автономного полета и мощное ракетное и стрелково-пушечное вооружение. Длина этого варианта самолета 9,5 м; размах крыла 11.0 м; площадь 20.4 м. Максимальный взлетный вес машины 4989 кг. в том числе вооружения 1814 кг. Средняя скорость 740 км ч, посадочная 148 км ч. минимальный радиус разворота 152,4 м, время разворота на 180 градусов 5 секунд. В соответствии с главным назначением — перехват боевых вертолетов противника, пересекающих линию боевого соприкосновения, самолет вооружается 6-ю ракетами класса «воздух-воздух» малой дальности типа «Сайдуиндер» или «Асраам» и встроенной пушкой калибра 25 мм с боекомплектом 150 патронов. В составе обзорно-прицельной системы предусматриваются теплопеленгатор и лазерный дальномер - целеуказатель. По утверждению конструкторов, такое вооружение при высокой маневренности позволит летчику «SABA» на равных вести ближний воздушный бой на малой высоте даже с сверхзвуковыми истребителями. Вариант «SABA» Р.1234-1 проектируется с дельтавидным крылом и турбовентиляторным двигателем «Адур». Максимальный взлетный вес 5750 кг. площадь крыла 36 кв.м. Вооружение две ракеты класса «воздух-воздух» и подвижная пушечная установка. |
2) PZL-230F «Скорпион» самолёт поля боя
Цитата |
---|
Работы по созданию этого, внешне весьма экзотического боевого самолета начались в 1990 году. Требования ВВС Польши предусматривали разработку универсальной боевой машины, предназначенной для непосредственной поддержки войск, разведки, а также борьбы со штурмовиками, вертолетами и ДПЛА Первоначально PZL-230 планировалось оснастить двумя ТВД РТ6А-67А с толкающими винтами. В дальнейшем облик машины был пересмотрен, вместо ТВД было решено применить два ТРДД с большой степенью двухконтурности (новая модификация «Скорпиона» получила обозначение PZL-230F). Предполагалось, что самолет будет обладать «сверхманевренностью» -способностью совершать управляемый полет на углах атаки до 50°. На 180° самолет должен был разворачиваться всего за 5 секунд.1993 году был выполнен натурный макет самолета, однако в 1994 году министерство обороны Польши сообщило о приостановке работ по программе «Скорпион», сосредоточив основные усилия на создании, в первую очередь, более простого самолета М-99, разрабатываемом на основе уже существующей конструкции УТС 1-22. В дальнейшем, если Польше удастся найти партнеров по программе PZL-230F, работы могут быть возобновлены.Конструкция. Самолет выполнен по схеме «утка» с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. Вертикальное оперение V-образное. Двигатели размещены в отдельных гондолах на пилонах в хвостовой части. Конструкция планера в основном выполнена из композиционных материалов. Внедрены отдельные элементы технологии «Стелс». Катапультное кресло Мартин-Бейкер MK.10L наклонено под углом 34°, что должно позволить летчику выдержи*вать установившуюся перегрузку до 9 единиц. Бронирование кабины защищает летчика от пуль калибром до 12,7 мм. Силовая установка. Два ТРДД Пратт-Уитни Канада PW305 (2 х 2380 кгс), Гаррет ATF3 (2 х х 2480 кгс) или Текстрон Лайкоминг LF505 (2 х х 2840 кгс). Оборудование. БРЭО польского и западного производства.ИНС, ИЛС, многофункциональные кабинные индикаторы на цветных ЭЛТ.Имеется ЭДСУ. Вооружение. Встроенная 4-ствольная пушка Дженерал Электрик GAU-12/U (25 мм, 300 снарядов). Под фюзеляжем возможна подвеска более мощной 30-мм 7-ствольной пушки Дженерал Электрик GAU-8 (разработана для штурмовика Фэрчайлд А-10А). Бомбы (в том числе и КАБ), НАР и УР класса «воздух—воздух» и «воз*дух—поверхность» на 13 узлах внешней подвески. ТТХ : размах крыла-10м, длина самолёты-12,1м, высота-4,2м, площадь крыла-25,4 кв.м., взлётный вес-10000кг, вес пустого-3600кг, вес нагрузки на внешних узлах-до 4000кг, максимальная скорость-1040км/ч, практический потолок-12000м, боевой радиус действия-300км, взлётная дистанция-370м. |
3) Лёгкий стелс-штурмовик Шафаг. Иран
Цитата |
---|
Shafaq (Шафаг - "Перед рассветом"). Самолёт Шафаг был разработан как лёгкий штурмовик Этот самолёт изначально позиционировался как дозвуковой, и должен быть сделан из радаро-поглощающих материалов. Его вес чуть более 11 000 кг, общей длина - около 46 футов и размах крыльев 39 футов. В конструкцию самолёта входят семь месть для подвески боеприпасов, расположенных в трех точках: две - под каждым крылом и одна по центру под фюзеляжем самолета. Сообщается, что существуют планы производства самолёта в трех вариантах, один истребитель, другой двухместный штурмовик и двухместный учебно-тренировочный самолет. На штурмовике Шафаг будут устанавливаться российские двигатели РД-33, известные по самолётам МиГ-29. В основе конструкции новых иранских легких самолетов лежат наработки ОКБ МиГ(как по мне, то он очень похож на Як-130). История этого самолёта началась в Технологическом университете Тегерана, причём проект был инициирован в качестве "образовательной программы обмена" с Россией. Более 20 молодых конструкторов, ранее работавших в ведущих советских конструкторских бюро Микояна и Сухого, отправились в Тегеран, и именно они разработали этот самолёт практически детально. Несмотря на очевидную связь с предыдущими российскими разработкам иранцы официально настаивали, что "это не русский проект " и что Шафаг "началась в Иране и закончился то же в Иране". Заявлялось, что действительно, в начале программы Ирана получала помощь от России, но позднее Россия отказалась от продолжения сотрудничества, и Ирана сам закончил этот проект. Реальная судьба этого самолёта на самом деле неизвестна . Известно только что к 2003 году модель в 1 / 7 величины завершила испытания в аэродинамической трубе . С 2005 года все, что было известно о самолёте Шафаг, это рисунки, модели и различные макеты, которые были показаны по иранскому телевидению. По официальным заявлениям с 2008 года самолет должен был начать летные испытания, но начались они или нет неизвестно, данные об этом засекречены. |
Появление даннах проектов, (и ряд других, изначально проходивших по класификации "легкий штурмовик") - свидетельствует о тенденции возвращения легких боевых ЛА, как минимум - в небо локальных войн (конфликт малой интенсивности)
Цитата |
---|
ВВС США получили первоначальное финансирование в размере 2 млрд долл для закупки 100 легких разведывательно-штурмовых самолетов (программа LAAR - Light Attack Armed Reconnaissance), которых предполагается использовать в локальных конфликтах, таких как в Ираке и Афганистане. Первые самолеты должны поступить в 2013 году. Среди самолетов, выставленных на конкурс, находятся At802U, Alenia Aermacchi M-346, Embraer EMB-314 Super Tucano, Hawker Beechcraft AT-6L и Pilatus PC-6 Портер. ВВС намерены выбрать самолет, стоимость летного часа которого меньше 1000 долл (аналогичный показатель F-16C составляет 7 тыс. долл, F-15 – 44 тыс.). Штурмовик должен быть вооружен одним или двумя 7,62 мм пулеметами, двумя УАБ калибра 227 кг и иметь способность применять УР «воздух-земля» Hellfire. Бразильские самолеты EMB-314 Super Tucano уже находятся в США, где проходят испытания. Этот конкурс является жизненно важным для замены самолетов непосредственной авиационной поддержки войск А-10, которые в ближайшем будущем будут выведены из Ирака и Афганистана, и далее будут выведены из боевого состава ВВС США. Командиры коалиционных сил хотят иметь простые и дешевые самолеты огневой поддержки, которые могут интенсивно эксплуатироваться и совершать за сутки больше боевых вылетов, чем А-10. |