Поискал на форуме, не нашёл ни слова про азбуку Морзе. ( Ув. Модераторы и Админы если где то уже есть такая тема, подскажите пожалуйста. )
Придя в бригаду после КМБ, попал в бат. разведки. Там желающих стали агитировать в роту связи. Хоть раньше ни музыкой не занимался, ни морзянки ни разу не слышал, решил попробовать. По одному заходили в ленкомнату, там капитан ручкой по столу выстукивал какую нибудь трель и нужно было повторить. Повторил точно. Взяли. На первом же занятии начал принимать цифры на слух, не быстро конечно но и не слишком медленно. У меня с морзянкой проблем не возникло. К концу службы принимал на слух 22-24 группы (цифры, буквы мы не учили). Правда после того как перешёл за 20, периодически путал однёрку и девятку, почему не знаю. С передачей хуже, групп 10-12 (мало работали на ключе).
Очень интересно было бы узнать у форумчан: Как вам давалось изучение азбуки Морзе, и каких успехов вы достигли?
Урал пишет Поискал на форуме, не нашёл ни слова про азбуку Морзе. ( Ув. Модераторы и Админы если где то уже есть такая тема, подскажите пожалуйста. )
Придя в бригаду после КМБ, попал в бат. разведки. Там желающих стали агитировать в роту связи. Хоть раньше ни музыкой не занимался, ни морзянки ни разу не слышал, решил попробовать. По одному заходили в ленкомнату, там капитан ручкой по столу выстукивал какую нибудь трель и нужно было повторить. Повторил точно. Взяли. На первом же занятии начал принимать цифры на слух, не быстро конечно но и не слишком медленно. У меня с морзянкой проблем не возникло. К концу службы принимал на слух 22-24 группы (цифры, буквы мы не учили). Правда после того как перешёл за 20, периодически путал однёрку и девятку, почему не знаю. С передачей хуже, групп 10-12 (мало работали на ключе).
Очень интересно было бы узнать у форумчан: Как вам давалось изучение азбуки Морзе, и каких успехов вы достигли?
Давалась легко, инструктор был большой выдумщик Изучали по газете.
Все мы герои фильмов про войну, или про первый полет на Луну ...
Учили напевами. Освовение с 1 до 0 (9...0 (краткий)...0 длинный). На все ушло 3-4 дня тренировок. На закрепление - в процессе ТСП (каждый сам про себя).
Ложишь перед собой газету и таблицу знаков Морзе, и начинаешь в блокнотик переводить страницу за страницей. Когда переведешь всё, ты уже знаешь все обозначения Когда все усвоят Морзе, по очереди по этим газетам проводишь политинформацию, курсант отбивает морганием лампочки. Потом инструктор поднимает курсанта, задает вопрос по материалу, если ответ невнятный, курсант отжимается вместе с докладчиком. Ну и так далее.
Все мы герои фильмов про войну, или про первый полет на Луну ...
Старик пишет Ложишь перед собой газету и таблицу знаков Морзе, и начинаешь в блокнотик переводить страницу за страницей. Когда переведешь всё, ты уже знаешь все обозначения Когда все усвоят Морзе, по очереди по этим газетам проводишь политинформацию, курсант отбивает морганием лампочки. Потом инструктор поднимает курсанта, задает вопрос по материалу, если ответ невнятный, курсант отжимается вместе с докладчиком. Ну и так далее.
Понятно. Как всегда, всё гениальное просто!!! Представил ваши занятия... Уууух. Нет слов!!!
Проблем с запоминанием не было, сказалась доармейское увлечение музыкой. Помню, когда учили напевки, курсанты из роты разведки ухахатывались за дверями. Скорость по приему на слух набрал быстро, из-за чего имел проблемы- постоянно засыпал, когда сержант включал "Смену" на маленькой скорости. Расскажу, как от этого меня отучили. Класс у нас был разделен перегородками, у каждого было свое рабочее место с наушниками и ключом. Я сидел во втором ряду скраю, а когда начинал дремать, подпирал левой рукой лоб и закрывал лицо ладонью. Если не приглядываться, со стороны выглядит так, вроде бы сидит человек, и сосредоточенно группы в тетрадь записывает. Я так еще в институте наловчился, забираясь в лекционных аудиториях на крайние ряды и умудряясь "доспать" за 15-20 минут недоспанное ночью, прямо как Штирлиц. И только конспекты, в которых строчки переходили в арабскую вязь, а потом и восе резко обрывались замысловатой загогулиной, могли поведать, чем я на лекции занимался на самом деле. Дополнительным усыпляющим эффектом была монотонная речь лектора. Однако, армия - не институт, и взвод в двадцать курсантов- это не поток в сто студентов, в общем случилось то, что должно было случиться - я был застигнут врасплох . То ли уж слишком пригрело апрельское солнышко, то ли уже успело присниться что-то приятное- уже не вспомню, в общем, как подкрался сержант, я не заметил. В бодрствующее состояние был приведен звонкой затрещиной моей же тетрадью по шее, и, как всякий молодой боец, начал оправдываться, что я на самом деле не спал, а так, прикрыл глаза на секунду. (« Я не сплю, я медленно моргаю!» (с) ). Сержант, ехидно улыбнувшись, раскрыл мою тетрадь и ткнул пальцем в то место, где аккуратные столбики групп предательски заканчивались подобием какого-то китайского иероглифа. Окончательно проснувшись в упоре лежа после энного количества отжиманий, я получил приказ принести воды. Метнулся в штабной туалет, наполнил литровую банку и , вернувшись, занял свое место. Но только одел наушники, как сонливость снова потихоньку начала овладевать мной. Из последних сил стараясь не заснуть, вывожу уже почти непослушной ручкой цифры в тетрадке, группы неумолимо начинают сливаться в строку, в наушниках убаюкивающе тягуче звучат напевки «од-наа-гаа-даа-лаа, два-на-гоор-куу-шлаа…», мгновение, и я снова засыпаю… И вдруг, блин, что это?!! Я просыпаюсь, но ощущения уже совсем другие: непонятная свежесть, мокрый тельник и китель. В проходе стоит улыбающийся сержант и протягивает мне пустую литровую банку со словами: « А принеси-ка, военный, еще водички!» Стоит ли говорить, что после второго рейда за водой спать уже совсем не хотелось. Мокрая форма и, зловеще поблескивающая в лучах апрельского солнца банка с водой ,стоящая на подоконнике, отгоняли всякие мысли о том, чтобы немного вздремнуть. Метод оказался действенным.
Сам заканчивал Кемеровское Высшее Военное Командное Училище Связи в 1991 году. Специальность: инженер радиосвязи. По окончании училища связи принимал 20 групп/мин. (были в моём взводе ребята, принимающие до 30 групп). Наш бывший начальник училища - ген. майор Горшенёв (сам выпускник КВВКУС) получив генерала, ушёл с училища Начальником связи ВДВ . И впервые Горшенёв в 1991 году взял 20 выпускников КВВКУС в ВДВ. Раньше (да и потом), сами понимаете в основном в ВДВ шли выпускники Рязанского ВВКУС. Конкретно про азбуку Морзе: В настоящее время в армии - полная архаика (ну может кроме флота). В наш век информационных технологий приём на слух в боевых условиях - полный идиотизм. За время службы в Закавказье ни кому и в голову не раз не приходило использовать в боевых условиях радиобмен в режиме :"Слуховой ТЛГ (телеграф)". Только телефон (ЗАС и открытый), закрытый телеграф ну и естественно 8-й отдел (кто знает, тот поймёт). О целесообразности применения азбуки Морзе в ВДВ (именно в ВДВ, а не в СПН) можно подискутировать.
У нас в учебке весь взвод учил морзянку, в течении 6 месяцев одна морзянка! И скажу Вам честно - за два три занятия не хрена ты ее не выучишь Классы оборудованные теслами, с вмонтированными наушниками, с перегородками. Учили на распев Картина маслом- второй этаж казармы, около забора, лето, Павловск (под СПб), девочки стайками, туристы, а из окон 30 глоток: каша-а-а-а кипит баки-и-и-и текут с-а-м-о-л-е-т
Коллега пишет ... И скажу Вам честно - за два три занятия не хрена ты ее не выучишь ...
Если это Вы в мой адрес, то я её вообще не знаю. Только цифры... Да и по моему никто тут не утверждал, что выучил её всю за 2-3 занятия!!! С уважением!
В училище для изучения азбуки Морзе существовала специальная кафедра: называлась СЭС (станционно-эксплуатационная служба). Были специально оборудованые радиополигоны и классы. Учились 2 года (ну естественно не каждый день). После 2-го курса сдавали реально в радиоэфире экзамен (и приём на слух и работа на радиостанциях средней мощности: Р-140М, Р-161-А2М). В дивизии на стационарном узле связи "Рефлектор" (в Ульяновске "Цилиндр") дежурная смена радистов дежурила в радиосети штаба ВДВ (совместно с радистами других дивизий).
nov70 пишет Конкретно про азбуку Морзе: В настоящее время в армии - полная архаика (ну может кроме флота). В наш век информационных технологий приём на слух в боевых условиях - полный идиотизм. За время службы в Закавказье ни кому и в голову не раз не приходило использовать в боевых условиях радиобмен в режиме :"Слуховой ТЛГ (телеграф)". Только телефон (ЗАС и открытый), закрытый телеграф ну и естественно 8-й отдел (кто знает, тот поймёт). О целесообразности применения азбуки Морзе в ВДВ (именно в ВДВ, а не в СПН) можно подискутировать.
И действительно, а нужнали сейчас азбука Морзе? На флоте. откуда она и пришла, уже никто на ключе не работает. Как указал уважаемый автор, есть другие, более простые и удобные режимы радиосвязи. Кто-нибудь может привести примеры реального применения морзянки?
Даже нормальный человек к 5му курсу становится курсантом
Коллега пишет У нас в учебке весь взвод учил морзянку, в течении 6 месяцев одна морзянка! И скажу Вам честно - за два три занятия не хрена ты ее не выучишь Классы оборудованные теслами, с вмонтированными наушниками, с перегородками. Учили на распев Картина маслом- второй этаж казармы, около забора, лето, Павловск (под СПб), девочки стайками, туристы, а из окон 30 глоток: каша-а-а-а кипит баки-и-и-и текут с-а-м-о-л-е-т
мишаня пишет Для срочника 81 года,30 знаков это минимум,чтоб закончить учебку с 3 классом.
Ну, нормативы по скорости приёма для курсантов училищ связи на слух не я выдумал. 20 групп - более чем нормально в моё время. По моему 12 групп уже 5 баллов было. Да, точно 12,10,8 групп/мин (соответственно 5,4 и 3 балла).
nov70 пишет Ну, нормативы по скорости приёма для курсантов училищ связи на слух не я выдумал. 20 групп - более чем нормально в моё время. По моему 12 групп уже 5 баллов было. Да, точно 12,10,8 групп/мин (соответственно 5,4 и 3 балла).
Привет морзянщикам! Прикольно было в учебке Чирчика в классах горланить распевками цифрыи буквы. Попав уже в бригаду и сдавая очередную проверку запросто сдал на 2 класс (хотя сейчас не помню уже скоько надо было групп принимать). Мы частенько на радиотренировки выходили, тот кто не поспевал в знаниях и навыках как и водится - рыл окопы, носил камни, и тд. и .тп. чтоб короче служба мёдом не казалась, оно так быстрее запоминается и слышится
Лёшин Сергей пишет на радиотренировки выходили, тот кто не поспевал в знаниях и навыках как и водится - рыл окопы, носил камни, и тд. и .тп. чтоб короче служба мёдом не казалась, оно так быстрее запоминается и слышится
Привет! А после учебки по специальности (радиотелеграфист) служил?
"Для срочника 81 года,30 знаков это минимум,чтоб закончить учебку с 3 классом"
Коллега, мне кажется Вы немного завышаете норматив 3-го класса. 150 знаков в минуту - это крутовато:) Мне помниться,что на 3-й хватало вроде и 110-120. Но на 84-85 годы. Знал бойцов и прапоров перешагнувших 180, были уникумы бодавшие и за 200 значков, но это уже экстра-класс:)
"Для срочника 81 года,30 знаков это минимум,чтоб закончить учебку с 3 классом" Коллега, мне кажется Вы немного завышаете норматив 3-го класса. 150 знаков в минуту - это крутовато:) Мне помниться,что на 3-й хватало вроде и 110-120. Но на 84-85 годы. Знал бойцов и прапоров перешагнувших 180, были уникумы бодавшие и за 200 значков, но это уже экстра-класс:)
С уважением.
30 знаков- это шесть групп. Не помню нормативы войск связи, но и для них маловато будет. Не забывайте, что на цифры и буквы нормативы разные, что по приему, что по передаче.
skb пишет 30 знаков- это шесть групп. Не помню нормативы войск связи, но и для них маловато будет. Не забывайте, что на цифры и буквы нормативы разные, что по приему, что по передаче.
Мишаня оговорился, он имел ввиду 30 групп (150 знаков), если я правильно понял. Сдача в ОсНазе на классность - смешанный текст, если конечно память меня не подводит.
nov70 пишет Привет! А после учебки по специальности (радиотелеграфист) служил?
А какже, в солнечной Грузии до дембеля в 1р/с 12 бригады. Мы когда выезжали в Армению и Азербайджан (были события) там помимо нашей станции 394 довесили ещё двумя, "Ветерок" и не помню как наз. но для связи с вертолётчиками.
Имеется ввиду для связи [b]с узлом связи эскадрилии (полка)[/b] вертолётчиков? Или для связи в режиме: "слуховой радиотелеграф" с бортами(вертолётами)?
gorlach пишет И действительно, а нужнали сейчас азбука Морзе? ... ...Кто-нибудь может привести примеры реального применения морзянки?
Неужели совсем вымрет? Мне кажется что всё таки не должна. В жизни всякое бывает: если все спутники одновременно за тучами скроются, на телефоне батарейка сядет, голосом не докричишся и ..... т.д. Останется единственный фонарик и нужно срочно подать сигнал "SOS" (не обязательно на войне).... Что то понесло меня пофиловствовать. Извиняюсь! Но моё мнение, что всётаки пусть очень редко, но и сейчас ещё азбука Морзе применяется по своему прямому назначению. С уважением!
Да уже тогда наверное и не зачем сигналить. Полный фатал по жизни. Бери простынь и тихо следуй в направлении кладбища (старая армейская шутка, про то что онужно делать в случае ядерного взрыва).