Текст дословно : "...Параллельно с испытаниями спортивных парашютов я, конечно, участвовал и во всех остальных программах нашего института. Давно шла работа по сбрасыванию тяжелой техники на платформах для нужд военно-десантных войск. Необходимость быстро приводить эту технику в боевое состояние требовала присутствия рядом обслуживающих ее людей. Для этого на платформе размещали еще и места для экипажа. Совместный десант техники и людей. Мне раньше не удавалось принять участие в таких испытаниях из-за частых командировок, а тут меня с моим товарищем Вадимом Жуковым назначили испытателями этого эксперимента. Эксперимент заключался в следующем. После сбрасывания с самолета платформы на грузовых парашютах вся эта система подходила к земле по разному — по отношению к сносу по ветру. При сильном ветре и приземлении платформы с техникой боком к ветру она могла перевернуться, и тогда привести ее в боевое состояние было бы трудно. Стояла задача — попытаться развернуть платформу нужным образом в воздухе, до приземления, чтобы она приземлялась по своей длинной оси, то есть передом или задом. Для этого на ней установили по бокам реактивные сопла, которые должны были воздушно-реактивной струей сжатого воздуха разворачивать платформу, пока она висит на трех грузовых парашютах в воздухе. На земле мы с Вадимом отработали «сюжет», когда система попадает в ситуацию — когда отказывают грузовые парашюты, оттренировали быстрое освобождение человека от кресла и уход с платформы. Кресло не было катапультным и крепилось на платформе стационарно. Платформа, приподнятая над землей, вполне разворачивалась в нужном направлении. Но, как оказалось, чистота эксперимента внизу, не в небе, не была соблюдена. В воздухе при мощном, многотонном, натягивании соединительных звеньев трех парашютов и даже при незначительном отклонении их друг от друга, под небольшими углами, повернуть платформу нам не удалось. Мы это поняли, когда очутились в воздухе на платформе. Когда после команды «пошел» многотонная платформа начинает выезжать из люка самолета, а ты сидишь в кресле и вместе с ней заваливаешься на спину... Всю жизнь до этого мы привычно отделялись от самолета сами и даже при катапультировании у тебя парашют, предназначенный для одного человека. Резкий свет после темноты грузового отсека самолета и гигантские качели (это ж — в небе!) обеспечивают мощный выброс адреналина в кровь . После того, как открылись парашюты, я дал команду осмотреть их купола. Через систему выставляемых зеркал с обеих сторон мы с Вадимом осмотрели купола. Со стороны Вадима было все нормально, с моей стороны - тоже. Начали определять возможность развернуть платформу. Сначала пробовал я, затем передал управление Вадиму. В результате сошлись во мнении, что разворота не получится. «Ладно, готовимся к приземлению», — сказал я. Ветер был не сильным, и платформа, хоть и шла боком к ветру, не шелохнувшись, встала на амортизаторы. Конструкторы долго не могли согласиться с тем, что система не функционирует и анализировали все записи от установленных на ней датчиков. Не знаю, какой стала дальнейшая судьба этой системы."
З.Ы. Отдельная благодарность К.Рыжову за предоставленные материалы.
Спасибо! Я думаю, что "система выставляемых зеркал с обеих сторон" не была штатной, а применялась только на испытаниях для осмотра куполов, чтобы потом проанализировать работу системы.
Des пишет В КСД десантировались не так уж мало экипажей. В промежуток с 1974 года по 1978г КСД достаточно часто применялись.
Кстати, на проведённой на нашем сайте онлайн-конференции с конструктором ВДТ Петкусом Г.В. был задан вопрос по КСД:
Вопрос:(объект 925 @ Четверг, 15 Декабря 2005, 9:05) Генрих Владимирович, Может сможете прояснить, стояли или нет КСД на вооружении в ВДВ. Если да то, примерно в каких количествах. Имеется в виду в "товарных" или просто "баловство" было. Спасибо.
Ответ:(Г.В.Петкус Воскресенье, 18 Декабря 2005, 14:09)КСД на вооружении в ВДВ стояли. И в довольно приличных количествах, что-то около 150 шт. Временной период - примерно тогда, когда стали отрабатывать десантировние платформы П-7М с "Антея", т.е. примерно с 1968 по 1973 году. После этого срока, в течение около 5 лет, промышленность снабжала войска КСД.
Des пишет Спасибо! Я думаю, что "система выставляемых зеркал с обеих сторон" не была штатной, а применялась только на испытаниях для осмотра куполов, чтобы потом проанализировать работу системы.
жаль что не указана дата испытаний
Так не мне спасибо ! Я просто "ретранслятором" сработал
По поводу зеркал - возникла та же мысль. Скорее всего они были только на испытательных образцах. Так же , глядя на фото из книги , возникло предположение (скорее уверенность) , что испытатели десантировались на КСД с индивидуальными средствами спасения. По крайней мере на фото( после приземления КСД ), Э. Севастьянов в подвесной системе. Про дату тоже подумал..Не указано Надо подумать диапазон годов по книге. Будет предположение - поделюсь. Хотя , может кто то из очевидцев и так напишет (Хорошо бы). З.Ы. Судя по количеству брошенных в Киржаче кабин ..Изделие не единичное. Они в музеях есть ? Может кто видел? Хотелось бы услышать про платформу ( тоже находящуюся в Киржаче) не КСД..а для скорее "модуль" для десантирования 32-Х человек . Была ли она испытана? Судя по сгнившим мешкам с остатками песка в чашках кресел - испытывали. Выложил бы фотку - да статус не позволяет
Milkhavaren пишет Хотелось бы услышать про платформу ( тоже находящуюся в Киржаче) не КСД..а для скорее "модуль" для десантирования 32-Х человек . Была ли она испытана? Судя по сгнившим мешкам с остатками песка в чашках кресел - испытывали. Выложил бы фотку - да статус не позволяет
Витёк пишет Я думаю, что когда спытывали этот КСД, кто сидел в нём то у тех были обычные парашюты за спиной :
Кресло совместного десантирования устроено (у меня создалось такое впечатление) по принципу космонавтного. Так, разместить в нем кроме одного человека без снаряжения практически не возможно ( сам сидел зашвартованный в КСД).
Надетый десантный парашют никакой безопасности не добавляет! Вспомните принцип работы парашюта типа Д-6! Из КСД возможно совершить прыжок только с парашютом который позволяет свободное падение.
Я слышал, что использовались обычные запаски с подвесной системой от парашюта.
Вопрос,децл не в тему. Слышал,что всеж кто-то умудрился выпрыгнуть с парашютом из БМД в момент ее десантирования,правда не знаю с каким парашютом он был.
semen-RKPU-121 пишет Так это штука,тоже разворачивается при помощи ГСО-4 при приземлении или приводнении? А то,чуть выше написано,что ей можно управлять?
Нет, я же написал, что ГСО-4 гораздо проще и эффективнее чем непонятные воздушно-реактивные двигатели для разворота. Да и не требует участия человека. Но её нет в данной системе! Возможно, что тогда ГСО-4 ещё даже и не разрабатывали.
Цитата
Слышал,что всеж кто-то умудрился выпрыгнуть с парашютом из БМД в момент ее десантирования,правда не знаю с каким парашютом он был.
26.08.1975 прыгал п/п-к Петриченко Александр Иванович, но не из БМД, а из КСД который смонтирован на БМД-1. Парашют был спортивный. Задание - проверить возможность аварийного покидания КСД. Выводы: из-за особенностей конструкции выполнять такие прыжки не рекомендуется как крайне опасные
semen-RKPU-121 пишет Так это штука,тоже разворачивается при помощи ГСО-4 при приземлении или приводнении? А то,чуть выше написано,что ей можно управлять?
Нет, я же написал, что ГСО-4 гораздо проще и эффективнее чем непонятные воздушно-реактивные двигатели. Да и не требует участия человека. Но её нет в данной системе! Возможно, что тогда ГСО-4 ещё даже и не разрабатывали.
Понятно ,что реактивные системы здесь не будут применять,значит многокупольная система более оптимальна.Но что-то же должно разворачивать ету штуку,по направлению ветра,во избежания опрокидывания,вроде ни каких приспособлений аэродинамических нет,чтобы развернуть,тогда что интересно? А это все имеющиеся фото? Нет других,где получше видно саму парашютную систему и вид сзади?
Почитай цитату из книги. Имеется ввиду не реактивная система, а специальный воздушно-реактивный двигатель, который пытались применить для разворота платформы в воздухе. Это был эксперимент, который "в жизнь" не пошёл. Причём парни испытывали не КСД, а систему ориентации платформы этими воздушно-реактивными двигателями, и для испытателей приспособили КСД.
Прикол в том, что современные платформы не нужно разворачивать по ветру для того, чтобы они не опрокидывались при боковом ветре. У них для этого есть специальные откидные панели по бокам (возможно это стало альтернативой вышеописанных воздушно-реативным двигателям), а вот у "Шельфа" таких панелей нет, поэтому там и применяется гайдропная система ориентации (ГСО-4).
Вообще, КСД нельзя рассматривать как полноценное средство десантирования потому, что он применяется вместе с обычной серийной платформой, либо цепляется прямо к БМД-1 (БТР-Д) который стоит на платформе.
Ещё небольшой кусочек текста о испытаниях КСД. Речь идёт о испытателях НИИ ПС - это братья-близнецы Валерий и Виталий Галайда:
... 1967 год для братьев-близнецов оказался трагическим. В то время перед институтом стояла задача - разработать парашютные системы для выброски боевой техники вместе с экипажем (расчетом). Платформа, в центре которой закреплялась БМД (артиллерийский тягач или пушка-гаубица), а по краям устанавливались так называемые КСД (кабины совместного десантирования для экипажа или расчета). Это потом, через девять лет, сын командующего ВДВ генерала армии Василия Маргелова, Александр Маргелов вместе с Михаилом Зуевым, а затем с Леонидом Щербаковым совершат прыжки в кабине БМД. А тогда эксперименты только начинались. Были проведены многочисленные выброски КСД с манекенами на борту. И вот первая выброска платформы с человеком. Первым в кабину сел Валерий Галайда («второго номера» при этом испытании не было). Все прошло успешно, началась отработка технических деталей.
И надо же такому случиться. Во время одного из обычных полетов из-за отказа парашютной системы во время выброски техники разбивается Ан-12. На его борту в группе испытателей находился Виталий Галайда...
Из текста ясно, что испытания КСД начались в 1967 году и первым испытал это устройство Валерий Галайда.
Не все так плохо ! Я возмущался что КСД валяется в Киржаче в непотребном виде. Оказывается есть женщины в русских селениях ... Вот фото из музея истории техники который находится в Тольятти. Дай бог здоровья людам которые этим занимаются
Надо выходить на музей. Как мне говорили ребята по всей стране собирают технику и свозят, поэтому не исключен конечно вариант ошибки швартовки, но в любом случае ребята молодцы !!!
Des пишет Нашёл интересную фотку. На ней копровое испытание КСД (?) с ГАЗ-66 на платформе. Кстати платформа не П-7, хотя на первый взгляд похожа. Хорошо видны пневматические амортизаторы (у П-7 их три пары, а здесь четыре).
Собственно интересно, что сфотографировано (правильное название) и на какой платформе это всё смонтировано. дата снимка неизвестна.
Нечто подобное видел у нас в полку,в Ефремове.Эти системы стояли,или в парке ВДТ или в воздшно-десантном городке.Видел в 1982-м г.Комвзвода сказал,что их привезли с Витебской дивизии.
Это точно не П-16 У П-16 нет надувных амортизаторов, там испольуется пенопластовый амортизатор между грузом и платформой. Здесь же что-то другое, видна характерная рама подвески и откидные панели. См. картинки все в одном сообщении: