Хотелось бы собрать информацию парашютно-реактивных системах для машин на базе БМД-1 (БТР-Д). Особенно о отличиях этих систем между собой.
ПРСМ-915 для БМД-1 (объект 915)
Парашютно-реактивная система ПРСМ-915 – бесплатформенное парашютно-десантное средство, предназначенное для десантирования БМД-1 из самолётов Ил-76 и Ан-22, оборудованных рольганговым оборудованием, или из самолёта Ан-12Б, оборудованного транспортёром ТГ-12М.
Тактико-технические характеристики:
Высота сбрасывания над площадкой приземления, м - 500-1500 Превышение площадки приземления над уровнем моря, м - 2500 Скорость самолёта при сбрасывании, км/ч: Ил-76 - 260-400 Ан-22 - 320-380 Ан-12 - 350-400
Вертикальная скорость снижения на основном парашюте, м/с - 16-23 Вертикальная скорость приземления машины, м/с - 5,5 Допустимая (при сбрасывании) скорость ветра у земли, м/с - 8 Диапазон температур заряда и воздуха, њС - +/-50 Полётная масса машины с ПРСМ, кг - 7400-8050 Гарантийный срок службы, лет - 5 Технический ресурс применения, раз не более - 7
С определённой доработкой (установкой кресел "Казбек-Д") систему можно использовать для десантирования БМД-1 с экипажем. Впервые подобное десантирование проведено под Псковом 23 января 1976г (Щербаков Л.И. и Маргелов А.В.) в рамках проекта "Реактавр".
Прицип работы ПРСМ-915 (-925) можно почитать здесь
ПРСМ-925 для БТР-Д (объекта 925). также позволяет десантировать 2С9 "НОНА" и БМД-2
Основное отличие от ПРСМ-915 - использование блока из четырёх двигателей т.к. предназначена для более тяжёлой техники (у ПРСМ-915 используется блок из трёх двигателей).
тактико-технические характеристики аналогичны ПРСМ-915
Может кому известно, чем отличается ПРС-915 от ПРСМ-915?
Судя по названию, буква "М" в ПРСМ обозначает "модернизированная или модифицированная"
В чём заключалась модернизация? По непроверенным данным у ПРС-915 был один щуп в кормовой части машины (у ПРСМ-915 два щупа - на боку спереди и на боку сзади).
На ПРС-915 был один щуп и крипился он под машиной. Заводы промышленности кстати до сих пор выпускают машины с кронштейном под машиной для этого щупа (в смысле заводы капитального ремонта). Ну и в технических описаниях БМД-1, БТР-Д в разделе устройство корпуса на днище они обозначены. В принципе если есть техописание под рукой можешь посмотреть, если нет - доберусь до сканера и вышлю. Так же насколько помню, в блоке питания использовались два генератора приводимые в действие фалами привязанными к парашютной системе, в последствии заменённые на два химических элемента питания срабатывающие при выдёргивании шпилек при подъёме блока основного парашюта.
barkas пишет На ПРС-915 был один щуп и крипился он под машиной. ... Ну и в технических описаниях БМД-1, БТР-Д в разделе устройство корпуса на днище они обозначены. В принципе если есть техописание под рукой можешь посмотреть, если нет - доберусь до сканера и вышлю.
Ага, значит ли это, что была ещё и ПРС-925 (с одним щупом)?
А техописания нет, было бы интересно взглянуть. Но ведь под машиной по центру (по оси) располагается ЦСУ (центральное силовое устройство) с ЗКП, а по бокам между гусеницами и ЦСУ - лыжи, на которых собственно машина и движется по роликам рольгангового оборудования в самолёте. Куда же там ещё и щуп умудрились засунуть? Да и настройку длины щупа пришлось бы делать лёжа под машиной...
Цитата
Так же насколько помню, в блоке питания использовались два генератора приводимые в действие фалами привязанными к парашютной системе, в последствии заменённые на два химических элемента питания срабатывающие при выдёргивании шпилек при подъёме блока основного парашюта.
Интересно. Вот цитата из описания работы ПРСМ-915 (-925):
Цитата
Отделившись от боевой машины, вытяжной парашют вытягивает звено парашютной камеры, при натяжении которой включается в работу временной прибор ППК-УВ-15 правого щупа, раскручиваются приводы генераторов[/COLOR], расчековываются ремни крепления блока парашютной системы к монтажной площадке и блок отделяется от боевой машины. При раскрутке приводов генераторов[/COLOR] во время отделения блока от монтажной площадки из парашютной камеры извлекается и вводится в работу дополнительный вытяжной парашют для упорядочения и ускорения процесса выхода из камеры строп и купола основного парашюта. Включение временного прибора и раскрутка приводов генератора происходят с помощью шнура включения прибора и лент раскрутки, укреплённых на звене парашютной камеры[/COLOR]
Собственно генератор заряжает конденсаторные батареи блока электропитания, которые в дальнейшем и воспламеняют пиропатроны в крайних двигателях блока ПРД...
Это из описания ПРСМ-915 (-925). Я правильно понял, что в ПРСМ-916 (-926) конденсаторные батареи и генераторы заменили обычными химическими батарейками?
Отличие 915-й от 916-й серии, а соответственно 925 и 926 ( если не изменяет память) в наличии системы автоотделения ЦСУ, лыж при проворачивании гусениц (короче отделяется все к чему идут тонкие тросики одним концом которые закреплены на гусеницах)... Экипашу остается скинуть платформу для монтажа ПРД
С автоотцепкой лыж и ЦСУ понятно. остался вопрос, чем отличаются ПРСМ-916 и ПРСМ-926?
ПРСМ-915 и ПРСМ-925 отличались количеством двигателей в блоке ПРД (у 915 - 3шт, а у 925 - 4шт). Знаю, что у ПРСМ-916 - четыре двигателя (см. фото). Сколько двигателей у ПРСМ-926?
На фото БМД-2 с ПРСМ-926 после приземления. Хорошо виден блок ПРД из 4 двигателей.
Генераторы были заменены не обычными химическими батарейками, а элементами в которых при выдёргивании чеки вступали в реакцию какие-то вещества(не обладаю столь глубокими познаниями о составе и конструкции что бы поподробнеее объяснить). Такие же элементы (не по устройству, а по принципу действия) используются в пусковых механизмах ПЗРК. А щуп на днище крепилась между ЦСУ и правой лыжей. Я сейчас в отпуске и пока не имею возможности добраться до ТО БМД. Но как выйду на службу вышлю(или кто ещё из участников форума поможет)
916 от 926 отличается длиной лыж и ЦСУ (БМД то короче БТРД), ну о различия в чехлах на башню или на корпус в зависимости от того что это за машина. Ну и ещё по вопросу об одном щупе: не потому ли изменили схему установки, что было жуть как неудобно? Да и надёжность системы повышалась с двумя щупами.
ПРСМ -916 предназначено для десантирования БМД-2 ,ПРСМ- 925 в вариантах для БТРД, 2С-9(то бишь НОНЫ) и прочей техники у которой шесть катков. На ПРС-915 один щуп и генератор и десантирование только с Ан-12, на ПРСМ- соответственно два. В комплект входили детали крепления элементов изделия как для десантирования с Ан-12,так и с Ил- 76,Ан-22. С ИЛ-76 и АН-22 все понятно и представлена куча фотографий. Доводилось лично десантировать БМД-1 с Ан-12. Щуп расчитывался и устанавливался еа аэродроме под машину, справа и слева. ЦСУ сами понимаете не устанавливался.Ставились два кронштейна с пружинным механизмом спереди и ссзади машины которые с помощью приборов ППКУ выводили из зацепления хвостовик щупа из гнезд на брюхе машины.При этом в заднее гнездо устанавливалась защита от повреждения щупа(примерно такая же "лопаточка" как и для Ил-76). Внутри левой лыжи пропускался э/жгут для левого щупа.Кстати на ПРС-915 к левой лыже крепилась специальная труба для этих целей. Ну что еще- замки крепления к транспортеру,закатные ролики(которые потом при переходе на расчет десантирования с Илов и Антеев в войсках использовались для установки для саморазгрузки на Уралы),расширители накатов для самолетов (причем правый и левый были покрашены в разные цвета).Да, еще крепилась трубка под днищем машины по центру с тросом для ввода в действие ЗКП и на фаркоп устанавливался замок экстренной швартовки в самолете с красным набалдашником. Если есть вопросы задавайте.
Des пишет А что на этой фотографии? Щупов на боках тоже нет и Ан-12 стоит на заднем плане...
Может тоже еще не установили.Как то они по парадному идут.Что-то я ни как не вспомню,хоть убейте,на счет шанцевого инструмента,он вроде контруется на борту,а вот лопата всегда ли остается на борту справа,на фото смотрел,где-то есть а где нет.
На самом деле на фотографии целая колонна БМД-1, идущая вдоль стоянки самолётов (я сделал фрагмент). Не думаю, что щупы остались валяться где-то. По-походному они обычно в ящиках сверху на броне размещаются, а перед загрузкой в самолёт их снимают на "бетонку" и монтируют.
На сколько помню,при десантировании техники,все красное сдается летному составу,все красные контровки и прильки от ТМ автоотцепки и т.п. Des на сайте ,зарегистрирован товариш Елескин,он преподаватель кафедры ВДП,может ему вопрос задать как-то через личку?Он редко бывает здесь и то в поиске однополчан 104ВДД
Des пишет ССА, спасибо за подробный ответ. Есть некоторые вопросы: Существовала ли ПРС-925 (с одним щупом) или она сразу появилась в варианте ПРСМ-925?
Цитата
Щуп расчитывался и устанавливался еа аэродроме под машину, справа и слева. ЦСУ сами понимаете не устанавливался.
Точно, ведь в Ан-12 монорельса нет и значит ЦСУ тоже нет. Я правильно понял, что были варианты установки щупа под днище - или справа или слева???
На фото, как я понимаю, и есть ПРС-915? Погрузка в Ан-12. Щупов сбоку нет, но возможно их просто ещё не установили.
ПРС-925 не было,так как объект 925 появился гораздо позже 915.И предназначен для десантирования только с Ил-76 и Ан-22 На ПРС-915 щуп устанавливался слева по ходу. На ПРСМ-915 сразу два;левый замыкателем назад,правый вперед. На фотографиях отлично видны закатные ролики для погрузки в Ан-12,но не стоят кронштейны для крепления щупов и введения их в рабочее положение
На сколько помню,при десантировании техники,все красное сдается летному составу,все красные контровки и прильки от ТМ автоотцепки и т.п. Des на сайте ,зарегистрирован товариш Елескин,он преподаватель кафедры ВДП,может ему вопрос задать как-то через личку?Он редко бывает здесь и то в поиске однополчан 104ВДД
Тот набалдашник для летчиков,он не снимается,а красный для того чтобы был лучше виден. Кстати забыл в комплектации ПРСМ-915 для Ан-12 указать веревку раскрытия которая вводила в действие замок ЗКП.
Уважаемый ССА, так на двух последних фото ПРС-915 или ПРСМ-915?
Цитата
ССА пишет ПРС-925 не было,так как объект 925 появился гораздо позже 915.И предназначен для десантирования только с Ил-76 и Ан-22 На ПРС-915 щуп устанавливался слева по ходу. На ПРСМ-915 сразу два;левый замыкателем назад,правый вперед.
Это понятно, что у ПРСМ два щупа, собственно поэтому в названии буква "М" присутствует
А ПРСМ может десантироваться и с Ан-12Б, а не только с Ан-22 и Ил-76. Просто в этом случае система по другому комплектуется.
А ПРСМ-915 впервые десантировали из Ил-76 в 1975 году, правда не совсем удачно. Не отошли щупы и машину разбили. Но новое крепление щупов уже было отработано с Ан-12, и собственно пытались опробовать рольганговое оборудование + соответствующие узлы у ПРСМ-915 (ЦСУ). Т.к. испытываемые узлы отработали успешно, эксперимент признали успешным несмотря на то, что БМД всё таки разбили.
Подобрал в своих загашниках фотографии где хорошо видна работа ПРСМ-916 при десантировании БМД-2. Думаю будет интересно. Фотографии с учений 31 овдбр в 2006г под Рязанью.
Автор Игорь Раевич
Отделение
Раскрытие основного купола. Щупы сложены.
Сработка прибора на левом щупе. Щуп начинает принимать вертикальное положение.
Опускание щупов.
Щупы вышли на всю длину и машина готовится к приземлению.