С 46 и по конец 48 года в ВДВ часть полков именовались посадочными воздушно-десантными.
Интересует о них всё, начиная с того, какие полки и в какое время были таковыми, заканчивая отличиями в организации и вооружении от парашютно-десанитных. Сведений крайне мало, потому просьба откликнуться всем, кто что-либо о них знает
"В 1948 году дополнительно были развёрнуты ещё пять ВДД. Дивизия состояла из одного парашютно - десантного полка ,одного посадочного десантного полка , артиллерийского полка , истребительно противотанкового и самоходно - артиллерийского дивизиона..." Журнал " Техника и вооружение " номер 6 за 2006 год. Больше ничего нет. Статья А.В. Грехнева "Артиллерия ВДВ."... Да вот собственно только о составе артиллерии дивизии : "...Орг структура артиллерии дивизии : - артполк ( два пушечных дивизиона по 18 76 - мм полковых пушек ЗИС _3 , миномётный дивизион - 18 120 мм полковых миномётов ) - отдельный самоходный артдивизион трёхбатарейного состава , по шесть 76 -мм самоходных установок СУ - 76 мм самоходных установок СУ -76 в батарее ; - отдельный истребительно противотанковый дивизион трёхбатарейного состава ,по шесть 57-мм ПТП в батарее ; полковая артиллерия - истребит. противотанковый дивизион двухбатарейного состава ( батареи 76-мм пушек ЗИС -3 и 57-мм ПТП по шесть орудий ; батальонная артиллерия - миномётная батарея ( девять 82 -мм миномётов противотанковый взвод (две 45-мм ПТП )..."
Нумерация этих полков мне в основном известна - только по нескольким дивизиям надо уточнить. Думаю, что в указанной статье указан состав артиллерии уже ПОСЛЕ переформирования пвдп в пдп. А отличия были в составе тяж. вооружения - что и логично. У пдп такового не было кроме миномётов.
Война, это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает! (С) Старшина Васьков из к/ф "А зори здесь тихие…"
Я служил в 7ВДД 119ПДП. На боевом знамени части было написано: 119 пасадочный парашютно-десантный полк-с одной стороны; смерть немецко-фашистским захватчикам-с другой.
служил в 7ВДД 119ПДП. На боевом знамени части было написано: 119 пасадочный парашютно-десантный полк-с одной стороны; смерть немецко-фашистским захватчикам-с другой.
А Вы не уточните, точно написано было "посадочный ПАРАШЮТНО-ДЕСАНТНЫЙ" или "посадочный ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЙ"
Нумерация этих полков мне в основном известна - только по нескольким дивизиям надо уточнить.
С номерами я кажется окончательно разобрался. Все знаю.
Хотелось бы поглубже.
И вопрос. Не могли бы эти полки в краткий период своего существования переводиться из категории в категорию. То есть, не было ли изменений в их статусе посадочных или парашютных с 46 по 48 гг.
В годы Великой Отечественной войны, формируемые воздушно-десантные дивизии (1-10 вдд) состояли из трех воздушно-десантных стрелковых полков. Плюс артполк и части обеспечения. Вдд (11-16 вдд) состояли из трех воздушно-десантных бригад, пока не были преобразованы в стрелковые дивизии. Инструкция по боевому применению воздушно-десантных войск Красной Армии (Проект) 3. Перебрасываемые в тыл противника воздушно-десантные войска могут приземляться: - парашютным способом, когда весь личный состав и материальная часть выбрасываются в тылу противника с самолётов или планеров на парашютах; - посадочным способом, когда войска, перебрасываемые на самолётах или планерах, высаживаются на аэродромы (площадки), обычно предварительно захваченные парашютными десантами, партизанами или войсками, действующими в тылу противника; - парашютно-посадочным (смешанным) способом - когда одна часть десанта выбрасывается на парашютах, а другая часть его высаживается с самолётов или планеров. Получается, что в годы войны у нас не было практики деления частей ВДВ на парашютные и посадочные. Почему же в 1946 году появились посадочные воздушно-десантные полки?
Может ответ надо искать за океаном? Может мы решили использовать опыт США в годы Второй мировой войны?
Штатное расписание американской ВДД предусматривало формирование одного парашютного и двух планерных полков. Планерный пехотный полк организовывался по той же схеме, как и парашютный, но насчитывал только два батальона. В 1949 году появилось новое штатное расписание. Различия между парашютными и планерными полками исчезли. Все батальоны и дивизионы стали называться десантными. Различия между парашютными и планерными частями в военное время порой не давало проявлять гибкость. После реорганизации все батальоны в зависимости от условий могли десантироваться как на парашютах, так и на планерах. Подготовка на легких планерах сохранилась после 1947/48 годов, но 1 января 1953 года была окончательно отменена.
Посадочный воздушно-десантный полк на 1946 год состоял из управления полка, трех посадочных воздушно-десантных батальонов. Батальонная артиллерия включала - минометную батарею (девять 82-мм минометов) и противотанковый взвод (две 45-мм ПТП). Полковая артиллерия состояла из истребительно-противотанкового дивизиона двух батарейного состава (батареи 76-мм пушек ЗИС-3 и 57-мм ПТП по шесть орудий). Имелись зенитная артиллерийская батарея, разведывательный взвод, саперная рота, рота связи. Тыловые подразделения: автотранспортная рота, полковой медицинский пункт. Истребительно-противотанковый дивизион не прыгал, а десантировался посадочным способом. Отличие посадочного воздушно-десантного полка от парашютно-десантного состояло только в специальной подготовке – планеры. Парашютно-десантные полки готовились по обычной программе, а посадочные ещё дополнительно к десантированию на планерах.
Парашютно-десантный полк на 1948 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, минометная рота (6 минометов 82 мм.), истребительно-противотанковая батарея). Истребительно-противотанковый дивизион, минометная батарея 120 мм. минометов, зенитная артиллерийская батарея.
selvad пишет: Получается, что в годы войны у нас не было практики деления частей ВДВ на парашютные и посадочные. Почему же в 1946 году появились посадочные воздушно-десантные полки?
Может ответ надо искать за океаном? Может мы решили использовать опыт США в годы Второй мировой войны?
скорее не за океаном, а на основе опыта немецкой армии. Они очень широко использовали планерные десанты для захвата стратегических объектов (мостов, например)
selvad Может ответ надо искать за океаном? Может мы решили использовать опыт США в годы Второй мировой войны?
Всё правильно - именно и в первую очередь советские послевоенные ВДВ строились на опыте союзников - американской и английской армий.
Цитата
Des скорее не за океаном, а на основе опыта немецкой армии. Они очень широко использовали планерные десанты для захвата стратегических объектов (мостов, например
Нет. Во-1-х, германский военный опыт нами отрицался вообще. Во-2-х, германский опыт сильно-сильно поменьше союзнического будет. В-3-х - союзнические успехи в воздушных десантах были весьма впечатляющими. В-4 именно у амеров выработалась стройная концепция боевого применения ВДВ (Гейвина работа) хотя, местами и ошибочная.
Эволюция организации пдп до принятия на вооружение в 1959 году транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12.
Парашютно-десантный полк на 1953 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, минометная батарея (9 82 мм. минометов.), рота противотанкового оружия), минометная батарея 120 мм. минометов, зенитно- пулеметная рота, отделение химической защиты и воздухоплавательное звено.
Парашютно-десантный полк на 1955 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, минометная батарея (9 82 мм. минометов.), рота противотанкового оружия 10 82 мм безоткатных орудий Б-10), батарея 57 мм самодвижущихся пушек, зенитно- пулеметная рота, отделение химической защиты.
Парашютно-десантный полк на 1961 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, батарея 57 мм самодвижущихся пушек), батарея ПТУРС, минометная батарея 120 мм. минометов, батарея СПГ-9, рота связи, зенитный взвод, взвод химической защиты.
Артиллерийский полк ВДД:
Артиллерийский полк на 1948 год. Управление полка, 2 артиллерийских дивизиона 76 мм. пушек ЗИС-3, 1 минометный дивизион 120 мм минометов ПМ-120. Все дивизионы двух батарейного состава.
Артиллерийский полк на 1953 год. Управление полка, 1 артиллерийский дивизион 85 мм. пушек СД-44, 1 артиллерийский дивизион 76 мм. пушек ЗИС-3, 1 минометный дивизион 120 мм минометов ПМ-120. Все дивизионы трех батарейного состава. Отделение химической защиты и воздухоплавательное звено.
Артиллерийский полк на 1955 год. Управление полка, 2 артиллерийских дивизиона 85 мм. пушек СД-44, 1 минометный дивизион 120 мм минометов ПМ-120. Все дивизионы трех батарейного состава.
Самое тяжелое вооружение в полку – артиллерия. Могла десантироваться на планерах посадочным способом до 1959 года, когда на вооружение приняли Ан-8 и Ан-12. Или было что-то иначе?
selvad пишет: Самое тяжелое вооружение в полку – артиллерия. Могла десантироваться на планерах посадочным способом до 1959 года, когда на вооружение приняли Ан-8 и Ан-12. Или было что-то иначе?
До Ан-8 ещё были Ту-2Д и Ту-4Д. Артиллерия, АСУ-57, мотоциклы и легковые автомобили десантировались на специальных подвесках и позже в специальных подвесных кабинах (с Ту-2Д - 1шт под фюзеляжем, с Ту-4Д - 2шт под крыльями) с многокупольными и парашютно-реактивными системами. Все это развивалось как раз в начале-середине 1950-х годов. С появлением транспортного самолёта с кормовым люком (Ан-8 ) надобность в подобной технике отпала и перешли на парашютные-платформы. Картинки не даю, т.к. тема то о другом.
1. Позвольте полюбопытствовать - откель информация? Она весьма неточна. 2. Есть сомнения, что в минбатре было 9 ед. 82-мм М. Наше родное число - 6. 3. Батарея 57-мм ПТП в батальоны никогда не входила - это полковой размер. 4. Батарея ПТУРС (правильно - батарея противотанковых управляемых снарядов) появилась только в 1965 г. 5. Тоже и по СПГ-9 - он был принят на вооружение только в 1963 (а не в 1961) и в ВДВ стал поступать с 1965 г. 6. 82-мм БО были на вооружении батальонов, а не в полковой батарее... В общем - информация доверия не внушает совсем.
Война, это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает! (С) Старшина Васьков из к/ф "А зори здесь тихие…"
selvad пишет: Эволюция организации пдп до принятия на вооружение в 1959 году транспортных самолетов Ан-8 и Ан-12.
Парашютно-десантный полк на 1953 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, минометная батарея (9 82 мм. минометов.), рота противотанкового оружия), минометная батарея 120 мм. минометов, зенитно- пулеметная рота, отделение химической защиты и воздухоплавательное звено.
Парашютно-десантный полк на 1955 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, минометная батарея (9 82 мм. минометов.), рота противотанкового оружия 10 82 мм безоткатных орудий Б-10), батарея 57 мм самодвижущихся пушек, зенитно- пулеметная рота, отделение химической защиты.
Парашютно-десантный полк на 1961 год. Управление полка, 3 парашютно-десантных батальона (управление батальона, 3 парашютно-десантные роты, батарея 57 мм самодвижущихся пушек), батарея ПТУРС, минометная батарея 120 мм. минометов, батарея СПГ-9, рота связи, зенитный взвод, взвод химической защиты.
Артиллерийский полк ВДД:
Артиллерийский полк на 1948 год. Управление полка, 2 артиллерийских дивизиона 76 мм. пушек ЗИС-3, 1 минометный дивизион 120 мм минометов ПМ-120. Все дивизионы двух батарейного состава.
Артиллерийский полк на 1953 год. Управление полка, 1 артиллерийский дивизион 85 мм. пушек СД-44, 1 артиллерийский дивизион 76 мм. пушек ЗИС-3, 1 минометный дивизион 120 мм минометов ПМ-120. Все дивизионы трех батарейного состава. Отделение химической защиты и воздухоплавательное звено.
Артиллерийский полк на 1955 год. Управление полка, 2 артиллерийских дивизиона 85 мм. пушек СД-44, 1 минометный дивизион 120 мм минометов ПМ-120. Все дивизионы трех батарейного состава.
Самое тяжелое вооружение в полку – артиллерия. Могла десантироваться на планерах посадочным способом до 1959 года, когда на вооружение приняли Ан-8 и Ан-12. Или было что-то иначе?
В представленной Вами ОШС пдп 1953 и 1955 гг нет роты связи, а в батальонах взводов связи. Как по вашему командир полка управлял полком? С уважением.
Информация из исторического формуляра одной ВДД. В ОШС были указаны только часть подразделений. Связистов, саперов, автомобилистов, ремонтников и многих других просто нет. Мне и самому интересно узнать какие подразделения входили в полк в то время. Но мы уходим от темы. Вопрос в том как ПВДП мог десантироваться в 1946-48 гг, когда не было соответствующих самолетов, они появляются в 50 годы. Остаются планеры. В 1947 г поступают первые 24 грузовых планера. Вопрос остается открытым как десантировали артиллерию в эти годы, или она была привязана к земле? И напоследок воспоминания ветерана 351 пдп. "В 1957 г. под Алексином проходили двухсторонние учения, мы (351 пдп) участвовали штабом, а 51 полк реально с десантированием, арт установки в каких то алюминиевых кабинах (одна пушка разбилась), минометы и безоткатки в ПДММ-47 весом до 100 кг, а весом до 550 кг на парашютно грузовых системах ПГС-500. Я не помню, чтобы артиллерию десантировали в полку, а планеров в глаза не видел".
selvad пишет: Вопрос остается открытым как десантировали артиллерию в эти годы, или она была привязана к земле?
Артиллерию в ВДВ начали десантировать парашютным способом ещё в 1930-е годы с ТБ-1 и ТБ-3. См. статью http://desantura.ru/articles/16/ - там и картинки есть.
Цитата
И напоследок воспоминания ветерана 351 пдп. "В 1957 г. под Алексином проходили двухсторонние учения, мы (351 пдп) участвовали штабом, а 51 полк реально с десантированием, арт установки в каких то алюминиевых кабинах (одна пушка разбилась), минометы и безоткатки в ПДММ-47 весом до 100 кг, а весом до 550 кг на парашютно грузовых системах ПГС-500. Я не помню, чтобы артиллерию десантировали в полку, а планеров в глаза не видел".
После ВОВ осталось множество устаревших бомбардировщиков ТУ-2, которые переделали в транспортно-десантные самолёты ТУ-2Д (Д-десантный). ТУ-2Д мог нести на внешней подвеске груз, сбрасываемый с парашютом. Обычно это и были артиллерийские орудия. Позже, для этих целей приспособили бомбардировщик ТУ-4, который назывался ТУ-4Д. К нему были разработаны подвесные кабины, в которых десантировались и орудия и другая техника + он брал на борт парашютистов. По сути, кабины - это те же подвески, но в обтекаемом корпусе. Части кабины после десантирования предполагалось использовать для строительства блиндажей и пр. Я же это уже писал выше. Так что имеющиеся тогда средства десантирования позволяли спокойно десантировать любые арт.орудия парашютным способом.
Планеры же были хороши тем, что они позволяли доставить грузы в нужное место, т.к. они управлялись пилотами. Парашют же зависил от воли ветра и требовал рассчёта точки сброса. К тому же они могли буксироваться практически любым подходящим самолётом, что существенно упрощало доставку грузов. Причём один самолёт мог буксировать несколько планеров одновременно.
Десантно-транспортныи самолет Ил-12Д был построен в 1948 г. Ил-12Д - многоцелевой самолет. Его использовали в различных вариантах применения, основными из которых являются: транспортный - для перевозки различных грузов общей массой до 3700 кг; десантный - для транспортировки и сбрасывания на парашютах различных грузов или 38 парашютистов-десантников; санитарный - для транспортировки 27 носилочных больных или раненых с сопровождающим медработником; буксировочный - для буксировки планеров средней грузоподъемности. Самолет Ил-12Д строили серийно в 1948-1949 гг.
Самолет Ил-14-30Д (десантный) был создан в 1955 г. и предназначался для транспортировки 30 десантников, а также мелких грузов общей массой до 3000 кг. Увеличенная по ширине грузовая дверь обеспечивала возможность загрузки в самолет автомашины типа ГАЗ-69 и другой техники.
Ту-4 проект «75» (Ту-75) военно-транспортный самолет проект «75» (Ту-75) К началу 1950 года был построен военно-транспортный вариант самолета Ту-70, отличавшийся большой опускающейся "рампой" (грузовым люком) на нижней поверхности задней части фюзеляжа. Крышка этого люка служила трапом для вкатывания машин и грузов в фюзеляж. Назначение самолета перевозка 10 т груза или 120 десантников с их вооружением. Первый полет совершил 21 января 1950 года. Опытный Ту-75 несколько лет использовался для перевозки грузов, а также для испытания десантно-парашютного оборудования, для чего в фюзеляже было сделано четыре специальных люка. В 1954-м Ту-75 разбился в катастрофе под Казанью.
Ту-4Д (самолет "76") - десантно-транспортный самолет, переделывались из серийных Ту-4, всего было переоборудовано 300 самолетов Ту-4. Начало работ по транспортировке на Ту-4 людей можно отнести к 1951 году. В соответствии с постановлением правительства от июня 1954 года ОКБ-30 доработало Ту-4 в транспортный вариант Ту-4Т. Тогда же началась разработка подвесной кабины П-98М, предназначавшейся для перевозки САУ АСУ-57, а затем — для десантирования самодвижущейся пушки СД-44, автомобиля ГАЗ-69 и другой военной техники и грузов весом до 2500 кг. Две таких машины, доработанные в ремонтных мастерских ВВС весной 1956 года, прошли контрольные испытания в НИИ ВВС. Летом 1958 года успешно прошли испытания кабины П-110 (ее вес в снаряженном состоянии с СД-44 и парашютной системой — 3900 кг), которую завод № 468 оснастил парашютно-реактивной системой. В десантно-транспортный вариант было переоборудовано 300 самолетов Ту-4 и Ту-4Р Эти самолеты прослужили до середины 60-х, пока их не заменила специализированная авиация.
В 1954 г 840 ТБАП г. Сольцы переучился на Ту-16 и свои "старые" Ту-4 они перегоняли в Кировоград и передавали в ВДВ для переделки в десантный вариант. Машины перегонял отец.
Дивизия состояла из одного парашютно-десантного полка, одного посадочного десантного полка, артиллерийского полка, истребительно-противотанкового и самоходно-артиллерийского дивизиона. Вся артиллерия при этом десантировалась посадочным способом. а) дивизионная артиллерия - артиллерийский полк (два пушечных дивизиона по 18 76-мм полковых пушек ЗИС-3, минометный дивизион — 18 120-мм полковых минометов); - отдельный самоходный артиллерийский дивизион трехбатарейного состава, по шесть 76-мм самоходных установок СУ-76М в батарее; - отдельный истребительно-противотанковый дивизион трехбатарейного состава, по шесть 57-мм ПТП в батарее; б) полковая артиллерия - истребительно-противотанковый дивизион двухбатарейного состава (батареи 76-мм пушек ЗИС-3 и 57-мм ПТП по шесть орудий); в) батальонная артиллерия - минометная батарея (девять 82-мм минометов); - противотанковый взвод (две 45-мм ПТП).
А этот материал из статьи нашего администратора Des:
- Парашютно-реактивная тормозная система П-36 Предназначена для десантирования 76-мм пушки ДА ЗИС-3 закреплённой на специальной внешней подвеске П-15М с самолёта Ту-2Д.
Год разработки -1951 Самолёт – Ту-2Д Масса груза – 1500кг Груз - 76-мм пушка ДА ЗИС-3 Крепление груза - парашютно-десантная подвеска П-15М Состояние объекта - успешно выдержал государственные испытания в сентябре 1953 года (Акт ГК НИИ ВВС за №1/123 от 16.09.53г.)
Получается, что во времена ПВДП (1946-48гг) не было средств для парашютного десантирования артиллерии?
с 1945 по 48 год в СССР была "холодная война" между планерным и парашютным направлением для десантирования техники. парашютная тематика вообще не развивалась и вместо неё пытались выпускать грузовые планеры Цыбина. Правдами неправдами, удалось к 1948 году разработать систему десантирования 57-мм орудия с самолёта Ту-2Д и тогда только опять дали добро на разработку парашютного направления.
Вот кусочек из рукописи М.Дрязгова, з-да Универсал (бывший завод №468 МАП)
думаю, что в эти годы просто не было четкой концепции развития средств доставки грузов, поэтому были метания между планерами и парашютами. Это нашло своё отражение и в штатном составе ВДВ. Отсюда и посадочные полки. В итоге победила "парашютная концепция" и в итоге посадочные полки, стали парашютно-десантными
Очень интересная рукопись М.Дрязгова. Неужели опять человеческий фактор?
Давайте сосредоточимся на принципиальных вопросах в строгих временных рамках (1946-49 гг). Что нам сообща удалось на сегодня узнать? 1. Период, когда существовали ПВДП. 2. Номера ПВДП входящих в дивизии. 3. Примерную организацию ПВДП, разумеется еще не полную. Посадочный воздушно-десантный полк состоял из управления полка, трех посадочных воздушно-десантных батальонов. Батальонная артиллерия включала - минометную батарею (девять 82-мм минометов) и противотанковый взвод (две 45-мм ПТП). Полковая артиллерия состояла из истребительно-противотанкового дивизиона двух батарейного состава (батареи 76-мм пушек ЗИС-3 и 57-мм ПТП по шесть орудий). Имелись зенитная артиллерийская батарея, саперная рота, рота связи. Тыловые подразделения: автотранспортная рота?, полковой медицинский пункт, оркестр. 4. При отличии ПВДП от ПДП имеются несколько версий: А) ПВДП имел более тяжелое вооружение, чем ПДП. Б) В ПВДП прыгали только офицеры, солдаты не прыгали. В) ПВДП и ПДП имели одинаковую организацию, посадочные батальоны прыгали, различие только в специальной подготовке, дополнительно проводилось десантирование на планерах. 5. Первые 24 грузовых планеров Ц-25 поступили на вооружение в 1947 г. Первые планерные учения в Тульском полку в 1948 г. В других полках учения могли быть и раньше, только на каких планерах летали? 6. Грузовые планеры ЯК-14 приняты на вооружение осенью 1949 г., когда ПВДП преобразовали в ПДП.
Из этих предпосылок давайте идти к следующему.
Какое самое тяжелое вооружение было в частях ВДВ в указанный период? 76 мм орудие в ПВДП, ПДП и артиллерийском дивизионе артиллерийского полка дивизии. Если было, что-то другое давайте уточнять.
Как могли десантировать эти орудия без грузовых планеров? Вне зависимости, где они не находились: в ПВДП, ПДП или в артиллерийском полку. Или артиллерия была привязана к земле?
Сколько было самолетов ЛИ-2 и планеров Г-11 на 1946-49 гг? Суммарный выпуск планеров к осени 1942 года составил 308 экземпляров Г-11. Производство Г-11У прекратилось в середине 1945 года, однако, спустя год возобновилось и продолжалось вплоть до 1948 года (точных данных о количестве Г-11, произведенных в этот период, не обнаружено). Всего за время войны было построено свыше 1000 десантных планеров , из них около 500 Г -11. Основным препятствием развитию десантных планеров была нехватка самолетов-буксировщиков.
И несколько иллюстраций:
«Транспортные планеры прицепляли к специальным замкам в хвостовой части самолета ЛИ-2, и планер с десантом на борту вылетал на точку десантирования. Десант выбрасывался с самолета и с планера. Перед посадкой на аэродром планер от самолета отцеплялся и самостоятельно пилот-планерист сажал его на ВПП».
«Я начал службу в войсках с 1957 года. Меня учили, что АСУ-57 будет десантироваться на планере, который я видел на плакате. На плакатах видел и контейнеры. Я служил в двух дивизионах и ни в одном не было практического десантирования до поступления платформ».
В 12 транспортной авиационной дивизии 1953 году было десантировано: 59 орудий различного калибра, 48 минометов, 35 пулеметов, 240 автомобилей, 13 полевых кухонь, 345 т разных грузов. За 1956 г. десантировано: 48350 человек, 61 автомобиль, 6 самоходок АСУ-57.
Посадочный воздушно-десантный полк состоял из управления полка, трех посадочных воздушно-десантных батальонов (управление батальона, 3 стрелковые роты, минометная батарея (шесть 82-мм минометов), противотанковый взвод (две 45-мм ПТП), взвод связи, взвод снабжения, батальонный медицинский пункт), истребительно-противотанкового дивизиона двух батарейного состава (батареи 76-мм пушек ЗИС-3 и 57-мм ПТП по шесть орудий), роты связи, саперной роты, зенитной артиллерийской батареи, автотранспортной роты, артиллерийской ремонтной мастерской, авторемонтной мастерской, полкового медицинского пункта, оркестра.
Остаются две версии: А) пдп и пвдп были на одном штате. Разница была в их подготовке и боевом применении, пвдп на планерах, а пдп парашютным способом. Б) Парашютно-десантные полки готовились по обычной программе, а посадочные ещё дополнительно к десантированию на планерах.
Вместе с тем в 1946 и 1947 гг и в пвдп и пдп истребительно-противотанковый дивизион не прыгал, а десантировался посадочным способом, так как не было парашютных систем для десантирования тяжелой техники.
Возможность десантировать орудия парашютным способом появляется в 1948 году, когда на многокупольной парашютной системе МКС-15 с фронтового бомбардировщика Ту-2 на внешней парашютно-десантной подвеске П-15 успешно сбросили 57 мм. противотанковую пушку. Затем 120 мм миномет и автомобиль ГАЗ-67Б.
Осознание того, что будущее ВДВ связано с транспортными самолетами, а не планерами, и несущественные отличия между пвдп и пдп привели к логическому решению- незачем делить полки на парашютные и посадочные.
selvad пишет: Посадочный воздушно-десантный полк состоял из управления полка,трех посадочных воздушно-десантных батальонов (управление батальона, 3 стрелковые роты, минометная батарея (шесть 82-мм минометов), противотанковый взвод (две 45-мм ПТП),взвод связи, взвод снабжения, батальонный медицинский пункт), истребительно-противотанкового дивизиона двух батарейного состава (батареи 76-мм пушек ЗИС-3 и 57-мм ПТП по шесть орудий), роты связи,саперной роты, зенитной артиллерийской батареи,автотранспортной роты, артиллерийской ремонтной мастерской, авторемонтной мастерской, полкового медицинского пункта, оркестра.
Не ПТ дивизион, а просто две батареи: батарея 76-мм пушек ЗИС-3 (она ведь не ПТ) и батарея 57-мм ПТП ЗиС-2. Объединять их в дивизион нет смысла. АФАИК должна быть полковая минбатр 120-мм. Сомневаюсь в наличии полковой зенитно-артиллерийской батареи. Тогда единственной зенитной автопушкой была 37-мм дура на четырёхколёсной платформе - вряд ли она десантировалась. Скорее всего в полку была зенитно-пулемётная батарея 12,7-мм ДШКМ (с 1954 - 14,5-мм ЗПУ-2). Забыли хозяйственный взвод
Война, это не кто кого перестреляет, а кто кого передумает! (С) Старшина Васьков из к/ф "А зори здесь тихие…"
selvad пишет: Сколько было самолетов ЛИ-2 и планеров Г-11 на 1946-49 гг?
по справочнику А.Г.Ленского и М.М.Цыбина "Военная авиация отечества" На 1945 - 1046 ед. Ли-2 и С-47 На 1949 - 230 Ли-2 и 120 Ил-12 Это только и именно в 5-ти дивизиях десантно-транспортной авиации ВДВ - в ВВС были ещё полно транспортников в 4-х авиадивизиях.
Количество планеров вряд ли поддаётся учёту Тем более что их могли за месяц-другой наштамповать туеву хучу.
Спасибо. Добавляем хозяйственный взвод. По другим вопросам не все так однозначно. Есть сведения, что в 1949 г. зенитная артиллерийская батарея преобразовывается в зенитную пулеметную роту. На основании директивы Генерального штаба ВС СССР № орг 2/573241 от 12.09. 1953 г. в ПДП расформированы: истребительно-противотанковый дивизион, батарея 120 мм минометов. Сформированы: отделение химической защиты, воздухоплавательное звено. В ПДБ расформирована истребительно-противотанковая батарея. Сформирована рота противотанкового оружия. На базе роты 82 мм минометов сформирована минометная батарея (9 минометов). Наличие в полку истребительно-противотанкового дивизиона подтверждается несколькими источниками. По крайней мере в 1948 году в 351 гв. посадочном воздушно десантном полку он был. Можно предположить, что в 50 годы шел процесс облегчения вооружения пдп с целью упрощения его десантирования.
Таким образом, посадочный воздушно-десантный полк состоял из управления полка, трех посадочных воздушно-десантных батальонов (управление батальона, 3 стрелковые роты, минометная батарея (шесть 82-мм минометов), противотанковый взвод (две 45-мм ПТП), взвод связи, взвод снабжения, батальонный медицинский пункт), истребительно-противотанкового дивизиона двух батарейного состава (батареи 76-мм пушек ЗИС-3 и 57-мм ПТП по шесть орудий), роты связи, саперной роты, минометной батареи 120 мм минометов, зенитной артиллерийской батареи, автотранспортной роты, хозяйственного взвода, артиллерийской ремонтной мастерской, авторемонтной мастерской, полкового медицинского пункта, оркестра.