Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

дельталёты,мотопарапланы


Поделитесь с друзьями:

Страницы: Пред. 1 2 3 4
RSS
дельталёты,мотопарапланы, как средства доставки диверсантов
 
Цитата
Des пишет:
Я уверен, что в войсках не найдётся ни одного бейсера
За сейчас не скажу, но в 2009 году один точно присутствовал  ...пока не выгнали.
Сёма Лазарев

Цитата
стропа пишет:
умаю данное средство может быть применимо для заброски в тыл противника, в недалеком будущем. У кого какие мнения?
С "лейкой" и блокнотом?:) На мой взгляд -  слишком геморройно и нерационально. Если только кому "очки втереть" ...на какой нибудь показухе.
 
Испытания новой техники
ЛЛЛЛIMG_0093.JPG (171.41 КБ)
Мы летим, а вы ползете! Чудаки вы, чудаки!
 
Большая статья о парапланах, дельтапланах и прочих летающих штуках.
Несколько сумбурно написано, но тем не менее есть интересные моменты.

Цитата

Насколько эффективно применение в бою и спецназе парапланов и аэрошютов.


В конце прошлого года стало известно о том, что Киргизия и Франция будут ежегодно проводить совместные тренинги по горной подготовке армейского спецназа. Соответствующее соглашение подписали глава военного ведомства Киргизии и французский посол в Бишкеке. Одновременно сообщалось о том, что в рамках достигнутой договоренности организуется обучение военнослужащих подразделений специального назначения и войсковой разведки Киргизии полетам на парапланах.

Позабытый эксперимент в Белоруссии

Последнее представляется тем более любопытным, что использование парапланов активно практикуется и в российских спецподразделениях. Автору этих строк доводилось наблюдать, в частности, довольно впечатлившие его действия соответствующих сотрудников МВД РФ на экспериментальных учениях в рамках Международной выставки продукции военного назначения Сухопутных войск, прошедшей в Москве и в Подмосковье еще в августе 2006 года. Тогда на небезызвестном полигоне федерального казенного предприятия «Научно-исследовательский институт «Геодезия», что находится в подмосковном Красноармейске, показательная антитеррористическая операция завершилась атакой с воздуха пары парапланеристов. В черных костюмах и такого же цвета шлемах, стреляя сверху из автоматов, упомянутая двойка неожиданно появившихся воздушных спецназовцев весьма удачно подсобила своим наземным товарищам довершить «уничтожение» уже рассеянной «банды». А в 2009 году на полигоне под Новочеркасском в учебном бою участвовала пара парапланов от Главного разведуправления Министерства обороны РФ. Тогда «в одной связке» летели два вооруженных Карлсона: один управлял летательным аппаратом, другой палил с высоты из пулемета.
Определение «параплан», напомним, происходит от слияния частей пары слов — «ПАРАшют ПЛАНирующий». А парапланерист — это, если образно выразиться, «Карлсон с парашютом», или, если хотите, «парашютист на механической тяге»: сам в трехколесной тележке с тяговым пропеллерным устройством за спиной (с земли его гудение слышно очень слабо, а когда внизу идет бой — вообще не слышно), и вся эта «человеко-механическая» конструкция на стропах под куполом: моторчик тянет, человек управляет, парашют «везет». Направление движения аппарата контролируется с помощью тросов, соединенных с концами парашюта.
Ныне мало известно о том, что до развала СССР первые боевые парапланы появились в Белорусском военном округе. В 1985 году в 5‑й отдельной бригаде специального назначения, расквартированной в Марьиной Горке (63 км к юго-востоку от Минска), в качестве эксперимента создали первую чисто офицерскую разведывательно-диверсионную роту. Именно здесь впервые и были проведены небольшие учения с применением парапланов. Изучалась возможность формирования подразделения, оснащенного такими летательными аппаратами. Но перестройка и последовавшие вслед за ней известные события августа (ГКЧП) и декабря («Беловежские соглашения») 1991 года помешали реализации создания группы «боевых Карлсонов».

Воздушный спецназ — к Олимпиаде-2014

Учения учениями, а на полигоне в Красноармейске сразу же возник вопрос: а насколько эффективно использование парапланов в реальном бою? Ведь даже при всей скоростной маневренности в воздухе, не открытая ли парапланерист мишень, которую можно легко, да еще и почти безнаказанно расстрелять с земли? Этот вопрос я задал тогдашнему заместителю начальника управления боевой подготовки главного командования Внутренних войск МВД России генерал-майору Юрию Бабкину.
Генерал не разделил высказанных опасений. Он заметил, что командование Внутренних войск возлагает на «боевых Карлсонов» определенные надежды. Бабкин, хотя отчасти и признал, что на полигоне были показаны «элементы воздушного шоу с участием парапланеристов», сказал буквально следующее: «Сейчас мы отрабатываем схемы доставки военнослужащих на двухместных парапланах к местам проведения операции. Кроме того, с помощью парапланов может корректироваться огонь артиллерии, вестись разведка местности. Вместо отправки целой разведгруппы можно направить двух парапланеристов, которые летят малошумно и практически незаметно».
Насколько в дальнейшем это получило практическое развитие, пока остается неизвестным. Во всяком случае, за минувшие с тех пор годы ни разу не сообщалось о том, что в горах при проведении антитеррористических операций на Северном Кавказе когда-либо применялись «парашютисты на механической тяге». Возможно, командование в условиях, когда все активнее стали использоваться беспилотники, решило, что планы по вовлечению в реальные боевые действия парапланеристов излишне рискованны.
Но это не значит, что в российском спецназе полностью свернули уже имеющиеся наработки. В феврале 2010 года начальник Центра оперативного руководства деятельности спецподразделений МВД РФ Владимир Горшуков сообщил о том, что для обеспечения общественного порядка в дополнение к беспилотным летательным аппаратам ведомство планирует закупить и использовать парапланы. Оказывается, эти сверхлегкие пилотируемые летательные аппараты уже отчасти были апробированы на учениях в рамках обеспечения безопасности на будущей Олимпиаде в Сочи, которая, как известно, пройдет в 2014 году.
В отряде спецназначения МВД «Рысь» рассказали, что обучение бойцов полетам на мотопарапланах уже запланировано, и к моменту старта Олимпиады-2014 бойцы пройдут полный курс обучения, приобретут опыт. Там уточнили, что «с введением этих летательных аппаратов спецназ не будет тратить время и дополнительные силы, к примеру, на подъем и спуск с горы»: «Не забывайте, что у каждого спецназовца с собой 38‑килограммовый ранец. А грузоподъемность аппарата позволяет поднимать бойца в любой экипировке, в том числе с оружием и бронезащитой. Таким образом, за 15–20 минут он сможет легко перелететь гору. Ко всему прочему, аппарат может перевозить и одного пассажира».

Аргументы «за» и «против»

Дискуссии же как о возможностях более широкого применения парапланов в армии, так и об их «полной ненужности» (это, мол, чушь!) среди специалистов нет-нет да и возникают.
Скептики полагают, что о боевом применении сверхлегких летательных аппаратов (СЛА) аналогичного типа (скажем, под крылом «от» дельтаплана летают дельталеты, под куполом — паралеты, или аэрошюты, а пара винтов, расположенных одновременно «по-вертолетному» и «по-парапланному», поднимает в небо автожир) всерьез говорить не приходится. По их мнению, полет любого СЛА характеризуется прежде всего чрезвычайной зависимостью от погодных условий, крайне низкой маневренностью и скоростью. Кроме того, у параплана весьма ограниченная боевая загрузка. Но если даже парапланерист появится над полем боя, угол обстрела, в котором он может действовать, с правой стороны составит всего 90–120 градусов (из-за выброса гильз влево и вероятности попадания их в винт, даже если оснастить его металлическим отбойником). Пулемет все время будет наклонен немного влево — опять же для сброса гильз. Использование гильзосборника крайне неудобно. А максимальная лента, рассчитанная на 200 патронов, может обеспечить «боевого Карлсона» не более чем на два полминутных захода. Все это делает параплан малопригодным для боя.
С другой стороны, оптимисты считают, что, мол, а вы попробуйте попасть в летящую на вас утку, палящую со скорострельностью 650 выстрелов в минуту!.. По их мнению, пусть, может быть, параплан и неуклюж в реальном бою, но очевидно, что он неплох как средство проведения визуальной разведки, аэрофото- и аэрокиносъемки района предстоящей боевой операции в условиях, когда, допустим, нет возможности использовать подготовленных парашютистов. При этом дальность выброски может составлять от 15 до 40 километров.
Известно также, что одной из существенных проблем разведывательного обеспечения является возможность скрытного и конспиративного вывода и возвращения разведывательных групп. Таковые возвращают в угрожаемый период, причем вероятность их успешной переброски к своим напрямую зависит от того, за сколько суток до начала войны осуществляется эта операция: понятно, что чем раньше, тем лучше. Вторая проблема — преодоление объектовой противовоздушной обороны. Вот для этих целей СЛА вполне применимы.

Вообще же идея боевых мотодельтапланов родилась и апробировалась в СССР еще в 1970‑е годы. Об этом рассказал в одном из интервью вице-президент Объединенной федерации сверхлегкой авиации России Валерий Жеглов: «А к середине 1980‑х был создан первый серийный боевой дельтаплан Т-2, который понадобился для потенциальной заброски диверсионных групп в тыл противника. Его применяли, в частности, в Абхазии и во время одного из вооруженных арабо-израильских конфликтов. Потом с развалом Союза тема малой авиации перешла в руки энтузиастов и поддерживается на уровне спортивных клубов».
По данным организатора, сейчас в России дельтапланеризмом и парапланеризмом занимаются порядка 10 тыс. человек, а оборудование для них выпускает около десяти компаний, мощность которых не превышает нескольких десятков в месяц. В среднем дельтаплан стоит от 6 до 15 тыс. долларов США, в зависимости от оснащенности — одноместный, двухместный, моторизованный, с тележкой или без. Также в зависимости от комплектации различается и вес аппаратов — от 10–12 (простой параплан) и 18–35 (простое крыло) до 150 (мотопараплан) и даже 220 (мотодельтаплан с тележкой на два человека) килограммов. Из этого следует, что для перевозки дельтаплана, особенно с двигателем, нужна машина. Для пеших бойцов лучше подходит параплан — он более легкий и удобный в переноске. Но дельтапланы тоже могут быть востребованы в ВДВ, например, для длительных перелетов небольшими группами на высоте 3–5 метров. «Ни один радар такую машину не засечет», — убежден Жеглов.
Его коллеге по федерации малой авиации Александру Архиповскому видится, что «против параплана воевать сложно, поскольку он представляет собой очень надежную конструкцию»: «Купол ее сделан из сверхтонких тканей, поэтому ни пробоины, ни даже зажигательные снаряды ему не страшны. Попасть же в пилота, который летит со скоростью 50–60 километров в час и при этом все время маневрирует, довольно сложно. Поэтому, если хотите, по степени живучести парапланерная группа превосходит самолет или танк. Единственное, в чем правы критики, так это в том, что главным недостатком параплана является небольшая полезная нагрузка и жесткие требования к погоде — при скорости ветра больше 15 метров в секунду использовать мотопараплан не удастся».

ВДВ: к парашюту добавим пропеллер!

Что касается официальных взглядов российских военных, то в настоящее время они таковы. В частности, после событий августа 2008 года о применении парапланов и дельтапланов всерьез озаботились в ВДВ — главным образом для ведения разведки и борьбы с вражескими беспилотниками. О начале переговоров с отечественной промышленностью по целой линейке малой авиации в 2010 году заявлял командующий крылатой пехотой генерал-лейтенант Владимир Шаманов.
В штабе ВДВ тогда пояснили, что речь идет о нескольких сотнях парапланов, которые могут быть заказаны на одном из десяти предприятий — производителей подобной продукции, среди которых «Антонов» и «Иркут». Сторонники идеи оперируют следующими аргументами: «Парапланы бесшумны, незаметны, позволяют взлетать с любой площадки, при этом моторизованный аппарат позволяет маневрировать, летать парой по два человека и даже вести огонь по противнику. Эти СЛА способны решать те задачи, которые ни один самолет и беспилотник не решит: первый — слишком большой и шумный, второй — не дает полной обстановки. Все-таки одно дело увидеть поле боя на экране телевизора, а другое — своими глазами. Информации намного больше».
Не так давно группа парапланеристов участвовала в учениях 76‑й гвардейской десантно-штурмовой дивизии. К удивлению наблюдателей, среди которых были 13 зарубежных военных атташе, один из десантников прыгнул с тележки параплана с высоты около 100 метров с парашютом. При этом расчетная высота раскрытия парашюта составляет 800 метров, а минимальная из возможных — 30.
Тогда же представитель ВДВ рассказал, что средства малой авиации активно применяются спецотрядами «Альфа» и «Вымпел» при операциях в горах. По его словам, известны случаи применения боевых дельтапланов во время грузино-абхазской войны в начале 1990‑х: тогда абхазские дельтапланеристы в сумерках небезуспешно забрасывали грузинские расчеты с воздуха боеприпасами и оперативно укрывались за склонами и деревьями. Кроме того, с парапланов и дельтапланов удобно сбивать беспилотники из обычных автоматов: «Как правило, разведывательные беспилотники не защищены от стрелкового оружия. Расчет ведется на то, что с земли в него сложно попасть пулей, а средства ПВО его не могут запеленговать. На средствах малой авиации же можно подлететь к нему сзади и атаковать. Противник даже не догадается, что произошло».
Сам генерал Шаманов признался, что идея применения таких средств для решения конкретных задач возникла после «пятидневной войны» с Грузией: «Когда на Абхазском направлении — я там командовал абхазской группировкой — над нами висел израильский беспилотник «Гермес», было не очень приятно находиться под его наблюдением. ПЗРК «Игла» захват не брали — то есть брать берем, держим — а она не берет: излучение объекта очень маленькое. А примененные средства в то время — БМД-2 «Будка» — по высоте не доставали».

…И беспилотные парапланы

Осталось сказать о применении парапланов и прочих СЛА в других армиях. С полдесятка лет назад журнал «Зарубежное военное обозрение» опубликовал ряд статей на эту тему. Вкратце содержание их сводится к тому, что несколько американских фирм в частном порядке ведут разработку перспективного аэромобильного десантируемого средства, отдаленно напоминающего аэрошют, работы находятся на этапе экспериментальных НИОКР.
В середине первого десятилетия 2000‑х сообщалось также о том, что в США разрабатываются беспилотные парапланы. Их собирались оснастить GPS и радиосвязью и использовать при доставке грузов или уточнении координат для десантирования. Как полагают американские конструкторы, преимущество беспилотных винтовых аппаратов с парашютом в том, что они компактнее и тише, чем ныне существующие беспилотные самолеты. Одна из моделей получила возможность летать в течение 48 часов (!), имея груз весом 100 кг, в том числе системы для видеонаблюдения.
Аэрошюты состоят на вооружении Народной освободительной армии Китая. На них летают также в Канаде, ряде европейских государств (в том числе и во Франции, которая теперь, как было упомянуто выше, будет передавать свой опыт Киргизии), Австралии, Японии. Там эти аппараты используются спецподразделениями, в службах спасения и даже в сельском хозяйстве. Любопытно также, что в 19‑м фильме знаменитой бондианы («И целого мира мало», 1999) супермен всех времен и народов британский агент 007 в одном из эпизодов именно на аэрошюте совершает очередной подвиг. В то же время слаборазвитые страны, которым не по карману тащить на себе бремя разработки, производства либо закупок армейской авиации, идут на оснащение своих ВВС дельталетами.

Полковник запаса Игорь Плугатарёв
Источник информации
Страницы: Пред. 1 2 3 4
Читают тему (гостей: 2)




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой