|
Наши проекты
Ветераны
Мы нашли брошенные знамена грузинской бригады и ее батальонов...
В 16.00 8 августа мы получили задачу на выдвижение в порт для загрузки на большие десантные корабли. И хотя большая часть батальона находилась в это время на полигоне Раевское, мы уложились в самые сжатые сроки: в 20.30 вся техника была уже на месте погрузки. Однако начать погрузку основных сил на большой десантный корабль «Саратов» удалось лишь через два с половиной часа: задачу по переброске десанта в Абхазию «Саратов» получил, выполняя переход с грузом в Севастополь, и теперь, прежде чем взять нас на борт, ему надо было разгрузиться. Загрузка на «двухэтажный» БДК оказалась, прямо скажем, непростым делом, ведь опыта таких морских походов полк не имел...
Средства связи ВДВ
Жуков Борис Георгиевич, полковник
ветеран Великой Отечественной войны, в ВДВ с 1956 г., имеет более 300 парашютных прыжков, участник испытаний «Кентавр-1» и «Реактавр-1». В 1960 г. он получил звание «Почетный радист СССР», в 1977 г. стал «Заслуженным рационализатором РСФСР».
Служил в научно-техническом комитете ВДВ в отделе опытной техники в 1962 году, затем старший инженер НТК до 1981г.
На сборах вы должны продемонстрировать такое, чтобы у всех «волосы встали дыбом» ...
Рассказывает Жуков Борис Георгиевич:
В период прохождения службы в отделе опытной техники и НТК (1962-1970) я занимался разработкой средств связи (примерно 15 единиц).
В этот период появились платформы П-128 и возникла возможность разработки для ВДВ десантируемых автомобильных средств связи (средств связи на бронебазе). Наиболее подходящим был автомобиль ГАЗ-66. Но для этой цели следовало разработать кузов, выдерживающий десантирование с АН-12 (Ан-8) и обеспечивающий монтаж в нем средств связи (в последующем получили название Р-141, Р-142, КШМ «Зонд» и др.).
Кузов был разработан и изготовлен силами Центрального научно-исследовательского института связи МО. В кузове были смонтированы (силами ЦНИИС МО) радиостанция Р-140 (в дальнейшем, после принятия на вооружение, - Р-141).
В присутствии представителей промышленности радиостанция была десантирована из самолета АН-12 в Медвежьих Озерах.
В указанный период закончена разработка и принятие на вооружение носимой, десантируемой радиостанции Р-129. Разработана и принята на вооружение десантируемая в ГК-30 аппаратура быстродействия Р-014П, Р-014Д. В этот период модернизированы радион аппаратура для сбора десанта (Р-255МП, Р-255ПП), а маркерный передатчик Р-128 размещен на платформе П-128.
Силами ВДВ создана носимая, десантируемая в ГК-30, зарядная станция ЭСБ-0,5-ВЗ, которая в последующем выпускалась промышленностью.
Кроме основной работы мне иногда ставились задачи разработки изделий, не связанных со средствами связи. Так, например, я разрабатывал автомат запасного парашюта - АЗП.
После перевода меня из НТК в отдел начальника связи ВДВ, я завершил разработку средств связи, начатых в НТК.
Переноска ЭСКБ-05-В3 |
Готовность к швартовке в ГК-30 |
-
командно-штабной машины БМД-1КШ;
-
мощной радиостанции (типа Р-141) - БМД-1Р;
-
спутниковой станции «Кристалл-БД» и др.
Много энергии потрачено на создание воздушного пункта управления (ВзПУ) на самолете Ан-10, Ан-10КП. ВзПУ Ан-10КП был изготовлен КБ авиационного конструктора Антонова О.К. (Киев) по нашим чертежам и эскизам с поставкой в КБ всех радиостанций и др. оборудования.
В работе мне помогал дружный коллектив НТК: Доронин Н.Д., Коленко Л.З., Островерхов Б.М., Шадрин М.И., Лопатин В.З., Парийский В.К., Сметанников В.И., Бражников Ю.А., Петриченко А.А., Маргелов А.В., Соловьев А.В.
С начала становления ВДВ и до 1950 г. специально для Воздушно-десантных войск средства связи не разрабатывались, а применялись средства связи специального назначения (в основном, сухопутных войск).
До 1936 г. в ВДВ применялась первая носимая коротковолновая радиостанция (р/ст.) «6ПК». В дальнейшем она была заменена на р/ст. «3-Р», имеющую по сравнению с «6ПК» большее количество частот и большую дальность связи, а также резервный источник питания — ручной динамопривод (генератор).
С 1938 г. в ВДВ поступили первые автомобильные радиостанции «РАВ-КВ» и «РСБ-Ф». В этот же период радиостанции «6ПК» и «3-Р» заменены на коротковолновые рации «РБ» (в дальнейшем РБМ-1, РБМ-5). Появление этих станций позволило увеличить количество радиосетей в тактическом звене управления.
В парк КВ-радиостанций начала войны входили малогабаритные р/ст., разработанные для связи с подразделениями, действующими в тылу противника: «Север», «Прима», «Партизанка».
В период боевых действий под Вязьмой и на Днепре радиостанции «Север» являлись единственным средством, которое обеспечивало связь воздушного десанта со штабом фронта.
В 1950-х гг. к ВДВ предъявлены новые, более жесткие требования:
-
ВДВ стали средством ГШ, увеличилась глубина их десантирования и объем задач;
-
необходимость действовать в условиях применения атомного (ядерного) оружия.
В соответствии с этим потребовалась разработка радиосредств специально для ВДВ.
Эта задача решалась по трем направлениям:
-
Применение станций общего назначения.
-
Приспособление станций Сухопутных войск и ВВС для ВДВ силами личного состава ВДВ, а также начальника войск связи МО и ЦАВТУ МО.
-
Разработка и изготовление радиосредств промышленностью.
В связи с этим ВДВ и войсками связи МО выполнено следующее:
-
разработан, изготовлен, испытан на связь и десантирование макет р/ст. Р-141 (передан промышленности для серийного выпуска);
-
разработана и изготовлена (на ремонтных предприятиях ЦАВТУ МО) КШМ на базе АСУ-57;
-
в р/ст. Р-830-Д получено надежное буквопечатание (в машину введен приемник Р-154);
-
радиопередатчик Р-128 приспособлен для крепления на парашютной платформе.
Большое значение для ВДВ имела принятая на вооружение в 1950 г. р/ст. Р-115 (в дальнейшем заменена р/ст. Р-129).
Благодаря вниманию ГШ, НВС МО, ВДВ, ВПК и Госплана к 1980-м годам. ВДВ имели современные (по тем временам) радиостанции, десантируемые из самолетов парашютным (парашютно-реактивным) способом, что обеспечило высокую боеготовность ВДВ: Р-830Д, Р-141, Р-843, БМД-1КШ, Р-142, БМД-1Р, Р-152, устройства быстродействия, Р-440, аппаратура для сбора десанта и др.
Следует отметить, что вопросам разработки средств связи большое внимание уделял бывший командующий ВДВ генерал армии Маргелов В.Ф.
Из книги "Десантник №1" Маргелова Александра Васильевича:
В 1950-х годах двадцатого века в Советской Армии начался бум по механизации стрельбищ. Ранее в период стрельб мишени показывались и убирались личным составом, находящимся в специально вырытой для этого траншее по команде с огневого рубежа. Необходимые команды передавались по телефону, результаты стрельб докладывались таким же способом.
Уже в 1950 г. появились устройства, которые с помощью электродвигателя поднимали и опускали мишени. Для этой цели на пульте управления достаточно было нажать кнопку.
При поражении мишень автоматически опускалась - срабатывал закрепленный на ней датчик, который реагировал на «вздрагивание» мишени в момент попадания в нее.
Воздушно-десантные войска были пионерами механизация стрельбищ, а Командующий ВДВ придавал этому большое значение. Посещая войска в новой для себя должности Командуюшего, генерал-лейтенант Маргелов В.Ф. обязательно знакомился с состоянием стрельбищ. По его приказу в полку Тульской воздушно-десантной дивизии, расположенном в г. Кострома, было создано показное (оно же - опытное) механизированное стрельбище ВДВ. Для управления мишенями к каждой из них прокладывалась проводная линия из телефонного кабеля.
|
-
не надо было прокладывать проводные линии для управления мишенями;
-
мишенная обстановка могла быстро меняться;
-
в период учений с боевой стрельбой руководитель стрельбами мог управлять мишенями, находясь в движении (на автомобиле или в БМД).
В октябре 1956 г. капитана Жукова вызвал к себе полковник Корбут И.В., который в то время исполнял обязанности командира дивизии (вместо отсутствующего генерала Евдана А.А.).
- Товарищ Жуков, завтра к нам прилетает Командующий
ВДВ. Он обязательно будет проверять, как выполняются его указания по механизации стрельбищ. Ваша задача - продемонстрировать возможности управления мишенями по вашей рационализации. К 10 часам утра все должно быть готово к показу.
- Вас понял, товарищ полковник.
- Можете идти...
На другой день к указанному времени Жуков все подготовил к работе: в ста метрах от рубежа огня он присоединил к мишени (через приставку) радиоприемник Р-254, а на рубеже огня установил маркерный передатчик Р-128 с пультом управления. Проверил. Все работало отлично: мишень управлялась с огневого рубежа, а при поражении — опускалась.
На стрельбище Командующему многое не понравилось. Он приказал послать в Тулу людей для ознакомления с новшествами.
Р-141
|
Швартовка Р-141 на платформе П-128 |
Маркерный передатчик Р-128
|
- Товарищ Командующий! У нас есть мишень, которая «ни отчего» поднимается.
Командующий с удивлением посмотрел на полковника и сказал:
- Ты, Ваня, говоришь чепуху. У мужчины его «устройство» и то от мысли поднимается, а у тебя мишень - «ни отчего».
Вот ведь как неудачно сформулировал заместитель командира дивизии суть дистанционного управления по радио - изобретения капитана Жукова, и как остроумно реагировал на это Командующий!
После этого демонстрировалось мишенное устройство, доставленное самолетом Командующего. Эта мишень поднималась и опускалась с помощью... обыкновенной веревки, проложенной от огневого рубежа к мишени. Однако при поражении мишень не опускалась.
На это генерал Маргелов В.Ф. сказал:
- Эту недоработку не трудно устранить, устройство хорошо тем, что его можно сделать в каждой роте.
Лично капитану Жукову Б.Г. Командующий приказал:
- Как можно быстрее представить в штаб ВДВ описание устройства, обеспечивающего управление по радио.
Пожав руку капитану и пожелав ему дальнейших успехов, Командующий уехал.
Через два дня приказ Командующего был выполнен.
Следует заметить, что радиоприемник Р-254 и передатчик Р-128 использовались в Воздушно-десантных войсках для сбора десанта на площадке приземления, и этих радиосредств в частях было достаточно много.
Другой случай относится тому периоду, когда Жуков Б.Г. служил в Москве в Управлении Командующего ВДВ. Как-то он сидел за столом и работал с документами. Раздался телефонный звонок. Звонил начальник связи ВДВ генерал-майор Яценюк Г.М.: «Зайдите ко мне».
Яценюк сообщил, что его Жукова, вызывает Командующий.
- Вы не скажете, с чем это связано? — спросил он.
Жуков ответил, что не знает.
- Идите, только по вопросам связи ничего не предлагайте. Прежде посоветуйтесь со мной.
Через пару минут Жуков был в кабинете Командующего.
- Товарищ Командующий полковник Жуков по вашему приказанию прибыл.
Маргелов поздоровался сказал:
- Садитесь. Через месяц в Кировабаде будут проходить сборы командного состава ВДВ. На сборы приглашен Алиев, первый секретарь ЦК КП Азербайджана. К нам обязательно прилетит генерал армии Соколов, первый заместитель Министра обороны. На сборах Вы должны продемонстрировать такое, чтобы у всех «волосы встали дыбом». Идите и не позднее чем через час доложите свои предложения.
Выйдя из кабинета командующего, Жуков направился в оперативный отдел уточнить дату начала сборов. В отделе шло занятие по изучению ядерного оружия вероятного противника. Проводивший занятие полковник Мушенков Н.Д. указал ему жестом на свободный стул. Пришлось Жукову прослушать лекцию.
Ему врезалось в память, что модернизированная ракета с ядерной боеголовкой «Першинг-2», ближайшее место базирования которой находилось в Западной Германии, имеет дальность полета, которая обеспечивает поражение всех мест дислокации дивизий ВДВ. А Мушенков продолжал: «Например, до Кировабада, где дислоцировалась 104-я вдд, ракета долетит за 10-15 минут».
Тут Жукова осенила мысль: путем автоматизации добиться того, чтобы все подразделения дивизии покинули город по сигналу тревоги из Москвы через такой же промежуток времени. Основная проблема состояла в том, чтобы все боевые машины десанта БМД-1 и бронетранспортеры БТР-Д (а их только в одном полку было более ста единиц) необходимо завести и прогреть (особенно это важно в зимнее время) перед тем, как начать движение.
Свои предложения Жуков сложил Командующему, который проблеме сокращения времени сбора по тревоге уделял большое внимание. Маргелов одобрил предложение и сказал:
- Времени осталось немного, а потому такой показ организуем на базе одного из батальонов. Завтра утром представить мне на подпись необходимые распоряжения по данному вопросу. Можете идти.
Уже через 10 минут у себя на рабочем месте Жуков начертил блок-схему «автоматизации». Идея заключалась в том, что при получении сигнала о пуске ракет дежурный по управлению ВДВ нажимает соответствующую кнопку на пульте управления, после чего в частях раздается сигнал «тревоги»: сирена, световые транспаранты и т.д., по этому же сигналу сразу же заводятся все БМД, бронетранспортеры и даже автомобили. Одновременно открываются ворота боксов, где хранится техника, и включаются мощные вентиляторы для отсасывания выхлопных газов.
До конца рабочего дня принципиальная схема «приставок» для всей указанной техники была разработана. Был также отработан вариант передачи сигнала тревоги в Кировабад с помощью телеграфного аппарата СТ-35.
Идея так захватила Бориса Георгиевича, что он продолжал работу и дома. В час ночи он изготовил саму «приставку».
На другой день полковник Жуков отправился в Тульскую дивизию, где на одной из БМД-1 он проверил работу «приставки».
После его возвращения из Тулы были даны соответствующие указания в Псков и Кировабад по изготовлению по 15 «приставок» в каждой дивизии. С «нарочным» туда были отправлены схемы и необходимые детали.
Через 15 дней после постановки командующим задачи в Кировабад выехали бригады из указанных дивизий для монтажа «приставок». Одновременно с монтажными работами под руководством Жукова Б.Г. были решены и другие сопутствующие важные вопросы, в том числе - практическая реализация прохождения сигнала из Москвы. За пять дней до начала сборов все было выполнено. Проведенные накануне тренировки полностью подтвердили возможность покидания города через 10-15 минут с момента получения сигнала «тревоги».
На второй день сборов в 9.00 перед парком, где находилась бронетехника, выстроились в две шеренги приглашенные. Перед строем отдельно стояли Алиев, Соколов и Маргелов.
Командующий ВДВ объявил: «реальное время - 9.00, условное время 3 часа ночи. Батальон условно спит, весь личный состав раздет и находится в койках. С минуты на минуту последует из Москвы сигнал «тревоги». После сигнала менее чем через 15 минут батальон покинет военный городок».
Алиев высказал сомнение, на что Маргелов предложил им самим в этом убедиться.
Вдруг завыли сирены, немедленно открылись двери боксов, внутри боксов послышался шум, раздался грохот. Командующий спокойно давал разъяснения: после сигнала автоматически завелись машины.
Через 3-4 минуты появилась колонна бегущих десантников - это были механики-водители. Частично они были полуодеты, многие и них держали в руках гимнастерки и портянки. «Одеться можно и потом, -сказал Маргелов, - главное, вывести машины из парка».
Помощник дежурного по полку с красным флажком уже руководил выходом машин. Дежурный по полку, находясь наверху первой БМД, повёл колонну из городка. Через 12 минут ни одной машины в боксах не осталось! А Командующий объяснял дальше, что личный состав находится в пути к месту дислокации, в ходе выдвижения десантники занимают места в своих боевых машинах.
После этого участники сборов ознакомились с оборудованием в боксах, на одной специально оставленной боевой машине был показан процесс монтажа «приставки».
Источник информации: А.П. Колмаков, Ю.В. Назаренко, В.В. Погодин, "Военно-научный (научно-технический) комитет Воздушно-десантных войск", - Фонд содействия обеспечению национальных интересов "Отчизна", Москва, 2004
Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец
Автор: Борис Григорьевич ЖУКОВ