Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

1939, Халхин-Гол, Монголия


Поделитесь с друзьями:

Страницы: 1
RSS
1939, Халхин-Гол, Монголия
 
Информация с орловского ресурса.


Воспоминания о боях в районе реки Халхин-Гол

КРУТЫХ Тит Григорьевич

Родился в 1915 г. в Орловской обл., Кромского района, д. Пушкарная.

В октябре 1937 г. я был призван в ряды Красной Армии Ольгинским райвоенкоматом Сталинской области (ныне Донецкой).
Всех нас допризывников привезли в город Сталино, а вечером погрузили в товарные вагоны, которые были оборудованы нарами. Ночью наш поезд тронулся в путь, куда, мы не знали. Ехали этим поездом мы, наверное, целый месяц. И поняли, что нас везут на Дальний Восток.
Пришел наш поезд на железнодорожную станцию Куйбышевка восточная.

Разгрузились мы, и повезли нас на автомашинах в часть. Это была 212-я воздушно-десантная бригада.

Командиром бригады был майор Заварихин. Распределили нас по подразделениям.
Меня зачислили в автороту. У меня были права шофера второго класса и мне дали санитарную автомашину. Так началась моя армейская жизнь.
Подразделения части три раза в неделю выезжали на аэродром, где с самолетов ТБ-3 производили прыжки с парашютом. Я на санитарной машине с врачами выезжал на дежурство. Бывали случаи, когда при приземлении парашютисты получали травмы и им ту) же оказывалась медицинская помощь. Бывали случаи, когда парашют не раскрывался и солдаты разбивались.

В июне 1939 года наша бригада получила приказ погрузиться в железнодорожные эшелоны, и нас повезли, куда — красноармейцам не говорили, хотя мы догадывались, что едем в Монголию; там уже шла война. И вот наши эшелоны стали прибывать на железнодорожную станцию Борзя, а это с Монголией пограничная станция. Самолеты нас там уже ждали, и сразу стали грузить парашютистов и отправлять в район боевых действий.

Часть бойцов не имели прыжков с парашютом (это хозвзвод, сапожники, повара и т.д.). Сразу после разгрузки из вагонов, этих ребят повезли на аэродром для совершения прыжков с парашютами.

Сначала все шло хорошо, но при втором заходе у одного товарища парашют не раскрылся и он камнем ударился о землю. Я подъехал с медработниками, подобрали его в санмашину и отъехали в сторону.
Смотреть там было нечего: он разбился на куски, даже комбинезон в нескольких местах потрескался. Командир бригады майор Заварихин приказал прекратить прыжки. Как раз в это время по дороге из Монголии к нам подъехали три легковые автомашины. Приехавшие вышли из машин.

Командир бригады подбежал к ним и стал что-то докладывать. Сразу после этого самолеты снова стали загружаться парашютистами для совершения прыжков и в дальнейшем все произошло благополучно. Кто это подъезжал, я не знал, потом я спросил врача, он мне сказал, что это подъезжали Г. К. Жуков, Штерн и еще кто-то не помню.

В этот же день наша авторота выехала своим ходом к месту дислокации бригады. До реки Холхин-Гол мы проехали 70 км. На второй день до восхода солнца мы начали переправляться на другой берег реки и тут сразу появились японские бомбардировщики и начали сбрасывать бомбы на переправу. Заработали наши зенитки. Бомбы в переправу не попали, зенитки тоже в самолеты не попали. И колонна автомашин направилась в район боевых действий.

Монголия — страна пустынная, дорог никаких нет и поезжай по степи, куда хочешь.
Командир колонны привел нас на место. Все подразделения нашей части уже были высажены из самолетов и воевали как пехота, а десант в тыл противника высажен не был. Вот так мы начали воевать против самураев.

Уже из нашей бригады были раненые и убитые. Полевой госпиталь от нас находился километров 50-60. Мою «санитарку» сразу загрузили ранеными и повезли мы с санинструктором их в госпиталь. Дорогу я запоминал по приметам (убитая лошадь, разбитый самолет и т.д.).
В небе шли бои истребителей, с обеих сторон их иногда участвовало одновременно более 300 «ястребков». Наши истребители господствовали в воздухе и очень много сбивали японских. Танки наши также были лучше.

Против нас воевала отборная шестая императорская Армия Самураев. Мы воевали вместе с Монгольской армией. Монголы очень храбрые и искусные конники.


Стояла жара, трудно с водой, которую доставляли за 300 км. Мы получали по одной фляжке в сутки. Японцы отчаянно сопротивлялись. Утром 20 августа 1939 года Первая армейская группа под командованием Г. К. Жукова перешла в решительное наступление, прорвала оборонительные линии противника и расчленила его оборону на отдельные участки. Вечером 23 августа советско-монгольские войска завершили окружение японцев, а через неделю полностью очистили территорию МНР от врага.


В боях за Халхин-Гол 550 человек из нашей бригады удостоены правительственных наград. Я был награжден медалью «За отвагу»- А позже в ознаменование 30-летия разгрома японских самураев мне вручили медаль монгольского правительства за бои у Холхин-Гола.
Так кончилась война. Мы еще почти целый месяц жили в землянках.
Недалеко от нас жили монголы в юртах. Жители Монголии очень дружелюбно к нам относились. Мы иногда ходили к юртам, и жил там один старик монгол, который сносно разговаривал по-русски. Звали его аксакал-Са-марга.
— Командир Москва езди? — неожиданно спросил Самарга.
— Да, — сказал я, — случалось бывать в Москве.
— Ленин глазами види? Чай пить ему ходи?
— Нет, — ответил я с огорчением, — не видал я Ленина глазами, не пивал с ним чаю за одним столом. Ленин умер давно…
— Твоя неправда говори, — сказал Самарга гневно и резко. — Ленин умирай нету. Ленин долго-долго живи, как гора, как река. Моя и твоя дети умирай, внуки, правнуки умирай, а Ленин все живи да живи. Зачем твоя говори неправда?
В общем, интересный аксакал.

В сентябре 1939 года наша бригада возвратилась на родину. Встречали нас, как героев. Прилетел председатель Верховного Совета Белорусской ССР — Наталевич для вручения наград. С ним прилетел ансамбль песни и пляски Красной Армии им. Александрова и другие артисты.
Затем многим из нас предлагали поехать в дома отдыха и санатории. Я и еще два товарища пожелали поехать в дом отдыха под Хабаровск. От нас до Хабаровска было 380 км.
Когда мы приехали в Хабаровск и пошли на речной вокзал, то там было масса народа с цветами. Мы спросили: «Это по какому случаю?"
Нам сказали: «Нашлись наши летчицы в тайге Марина Гризодубова и Полина Осипенко, вот ждем пароход». Когда он подплыл, их встречали народ и руководители края. Было очень торжественно — играл большой духовой оркестр, состоялся митинг.

Когда они сели в автомашины, их просто засыпали цветами. А нам надо было тоже плыть 30 км пароходом вверх по течению Амура. Нас тоже тепло встречали. Дом отдыха был расположен прямо на берегу Амура. Отдохнули мы хорошо, кормили отлично. Демобилизовался я в апреле 1940 года в возрасте 25 лет. Год проработал в Донбассе. Когда началась война с немцами, получил задание эвакуировать оборудование рудника в восточные районы страны. В декабре 1941 года я стал солдатом 298‑й стрелковой дивизии. Участвовал в разгроме немцев под Москвой, весной 1942 года вступил в партию. В первых боях за Сталинград был ранен. Лечился в городе Саратове. Войну закончил в* Вене. Награжден орденом Красной Звезды, Отечественной войны первой степени.
 
<#0>

<#1>

"Банзай" и его завершение.
Изменено: Zonger - 26.03.2013 11:27:26
 
Цитата
Zonger пишет:


Стояла жара, трудно с водой, которую доставляли за 300 км.
Ув. Zonger, где по Вашим оценкам могли находиться позиции если воду возили с такого расстояния?
И откуда могли брать воду? Если считать что воду брали из р. Халхин-Гол, то наступление шло на южном участке фронта, там есть большие расстояния.
Но судя по карте 212 адбр была на северном фланге и сравнительно не далеко от реки.

 
Цитата
Zonger пишет:
Командиром бригады был майор Заварихин.
Иван Иванович Затевахин - Один из старейших командиров ВДВ. В 1936 году — майор, командир авиадесантного полка на Дальнем Востоке.
С 1938 года — командир 212-й воздушно-десантной бригады. Во главе этой бригады участвовал в боевых действиях на реке Халхин-Гол в 1939 году, а летом 1941 года в составе 3-го воздушно-десантного корпуса — в обороне Киева. 212-я бригада вела ожесточенные бои с противником севернее Киева, в районе города Остер, и сорвали все попытки врага перейти реку Десну, а позже удерживали переправы через реку Сейм, стойко сражались на Конотопском и Черниговском направлениях.
В связи с назначением командира корпуса генерал-майора Василия Глазунова на пост командующего ВДВ, был назначен командиром 3-го воздушно-десантного корпуса, а затем до августа 1944 года — заместителем командующего ВДВ.
С августа 1944 года — командующий Отдельной гвардейской воздушно-десантной армией. С августа 1944 года по январь 1946 года — Командующий ВДВ.
После войны был на ответственной работе в Министерстве обороны СССР, стал кандидатом военных наук.
 С неба об землю... и в бой!
 
Zonger, ссылку на источник неплохо бы дать.
Если есть биографические данные на автора, можно сделать статью-воспоминание в раздел "Ветераны"
 С неба об землю... и в бой!
 
Цитата
Des пишет:
Zonger, ссылку на источник неплохо бы дать.
сам нашёл http://www.orel-region.ru/victory/memory/2_04.html

а вот наградной лист ветерана на орден Красной Звезды.
Кстати служил он в 80 гв. стрелковой дивизии.
 С неба об землю... и в бой!
 
Цитата
Иван Иванович Затевахин - Один из старейших командиров ВДВ. В 1936 году — майор, командир авиадесантного полка на Дальнем Востоке...
17 июля исполнилось 115 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Ивана Затевахина, Заметка на сайте Красной звезды - Мужество, доблесть, героизм…
 
С интересом прочёл, очень много нового чего не знал. Отличная статья!
Руслан Шадиев, спасибо!
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой