Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Щит-82


Поделитесь с друзьями:

Страницы: 1 2 След.
RSS
Щит-82, из темы Щит-79
 
Про Щит-82, в Болгарии могу сказать, что участвовал там  1 ПДБ, 39 ОДШБр. Ехали по железной дороге до Николаева, от туда на пароме, помоему "Герои Шипки". Базировались у с. Соколово, под г.Толбухиным, а "воевали" под Железником. Есть фотки.
 
щит-82 учения проходили в болгарии 1пдб 39 одшбр  эскадрилия безпилотных самолетов  прикво  румыны выставили на учения только штабы грузились в г ильичевск под одессой  учениями руководил ген-пк амбарян  от бригады комбриг яценко нс  ночпо лысенко вв комбат аванесов гм в составе будущий генерал и герой россии ст-л-т гиззатулин рз  многие награждены наградами болгарии и ссср о также грамотами мо

----------
<br/>
! <br/><br/>Устное предупреждение за издевательство над русским языком и форумчанами, которым приходится это читать!
Ни одного хзнака препинания, всё написано в одно предложение. Даже заглавных букв нет!
Вы что, впервые за клавиатурой?
От этого смысл может поменяться на противоположный, вспомните "казнить нельзя помиловать" - куда ставить запятую?<br/> <br/>
 
Цитата
туркестанец  пишет
щит-82 учения проходили в болгарии 1пдб 39 одшбр  эскадрилия безпилотных самолетов  прикво  румыны выставили на учения только штабы грузились в г ильичевск под одессой  учениями руководил ген-пк амбарян  от бригады комбриг яценко нс  ночпо лысенко вв комбат аванесов гм в составе будущий генерал и герой россии ст-л-т гиззатулин рз  многие награждены наградами болгарии и ссср о также грамотами мо

----------
Устное предупреждение за издевательство над русским языком и форумчанами, которым приходится это читать!
Ни одного хзнака препинания, всё написано в одно предложение. Даже заглавных букв нет!
Вы что, впервые за клавиатурой?
От этого смысл может поменяться на противоположный, вспомните "казнить нельзя помиловать" - куда ставить запятую?
Гиззатулина в будующем скобочках (С. Тулин)
 
Цитата
Рядовой-К  пишет
ЕАБ
1. Полк прыгал в полном составе? (Имеется в виду л/с).
2. А чего так мало БМДешек выбрасывалось? И почему на П-7 а не на ПРСМках?
3. А где была площадка десантирования (ориентировочно)?
Полк прыгал не в полном составе. Десантировались на П-7, так как ПРСМ в то время считались недостаточно опробованной техникой, в 1982 году на учениях "Щит-82 БМД на ПРСМ из-за раннего срабатывания ПРД разбилась. Площадка под Секеш.... а дальше не выговариваю. :D
Мы в любые шагали дали
 
Цитата
Qaz  пишет
неуверен что 299 полк был, а не 217
просто у 217 три наградных вымпела 2 за учения насколько помню весна 75, шит-(год не помню) возиможно 82 конечно, а третий "за исполнение особых заданий правительства"
В 1982 в Болгарию,десантировалось 999 человек,я хотел быть тысячным,но меня не взяли так как не было в списках на заграницу,а так хотелось,ведь только как полгода прошло после перевода в обс.
Кстати тогда при выходе из самолета сработал ПРСМ-915,а так как десантирование проводилось в дождь-списали на грозовой разряд.
 
Привет служивым! Среди частей, участвовавших в учениях «Щит-82» я не увидел нашего 300-го ПДП 98-ой ВДД (обидно!), поэтому решил устранить этот пробел. Расскажу всё что помню, и пока ещё не забыл.

К учениям начали готовиться задолго. Было известно, что будут они в Болгарии. По сценарию учений нам после выброски необходимо было пробежать 5км за 15мин. (это при нормативах 3км в сапогах за 11мин. на отлично. А тут с оружием и с другой амуницией. Сурово!). Хотя и так бегали ежеутренне по 3-и км вокруг Комсомольского озера (кто служил в 300-ом помнит), с этого момента начали бегать «интенсивнее». Наш полк участвовал в двух предварительных тренировках на полигоне Бульбоки: полк рассодретотачивался по полигону (типа,  площадка приземления), а затем по команде – вперёд на 5км к «захватываемому объекту». В полку было сдано на склад всё автоматическое оружие калибра 5,45, и получены АКМСы калибра 7,62 по причине отсутствия насадок для холостой стрельбы. Потом через несколько дней всё вернули назад: где-то нашлись насадки. Гранатомётчики тоже получили АКС-74. Потом, перед самими учениями, была генеральная репетиция в Болграде, было это примерно в июне. Принимали участие наш 300-ый и один из Болградских полков, какой, к сожалению, не знаю (в этом же составе десантировались и в Болгарии). Весь состав взлетал с аэродрома в Болграде на ИЛ-76, самолётов было очень много, такого количества я ещё не видел. Все были с флагами СССР на хвосте, белой «Аэрофлотовской» расцветки. После взлёта летели довольно долго, более часа, потом – выброска на площадке приземления возле Болграда (какая-то пашня). После приземления – сборка парашюта, относ его бегом на пункт сбора и – вперёд 5км по перепаханной земле. За всем этим наблюдал командир дивизии, специально для него посредине поля баталий установили деревянный высокий НП. Так получилось, что мой путь к рубежу атаки пролегал возле этого НП. Надо сказать, что взлетали часов в 11 дня, а «война» была после 12, жара была, не дай Господь, а тут ещё бегом столько км. И, вот, бегу я мимо НП со своим пулемётом РПКС-74, не знаю уже, куда его девать, дыхалка на пределе, положил его на плечо, бегу по этим комкам вспаханной, высохшей земли. А впереди меня, метрах в 50-и, бежит какой-то молодой боец. Силы его были на пределе, и он переходит на шаг, чтобы немного отдышаться. И тут, вдруг, комдив поворачивает взгляд в нашу сторону. «Солдат, ко мне!!!» – следует команда в этот момент. По направлению взгляда, я понял, что это относится не ко мне и, включив второе дыхание, припускаю вперёд ещё резвее. Тот солдат, поменяв направление  движения, метеором приблизился к НП. Что было далее, я не видел. Прибежав на рубеж атаки, я  из положения лёжа расстрелял весь выданный боезапас холостых патронов (4-е магазина, столько же, как и на учениях в Болгарии). «Война» была конкретная, потом, вдруг, наступила тишина. После этого поступила команда на построение полков, участвовавших в учениях. На построении комдив поблагодарил за действия на учении наш 300-ый полк, отметив, что не видел ни одного нашего солдата, идущего пешком, и только в Болградском полку были замечены пешеходы (тот самый боец). Поэтому, – сказал он, –  300-ый – домой, а Болградский – на исходную. Бедолаги! Им можно было только посочувствовать.

После этого началась непосредственно подготовка к учениям «Щит-82». Каждая рота провела  занятия на макетной площадке возле штаба, где на песке макетировщиками была создана площадка приземления в миниатюре со всеми ориентирами и рельефом местности: какая-то заводская труба, домики и, конечно же, колючка, огораживавшая военный аэродром, который нам необходимо было захватить. На складах было получено всё новое обмундирование: комбезы, шлема, РД-54, плащ-палатки, котелки, подсумки, чехлы для оружия, береты, тельники, ремни (новые х/б и сапоги были выданы немного ранее, как и полагалось по сроку службы). На всё оружие также были получены новые ремни. Всё это добро хранилось в ротных каптёрках, и для нашей роты это обстоятельство чуть было не закончилось печально. В одну из ночей каптёр-кавказец вместе с земляком украли большую часть всего, что было из одежды, обставив дело как ограбление, совершённое с крыши через окно каптёрки. Но уже днём того же дня были вычислены и расколоты (схвачены и от$уячены). Каптёр больше каптёром не был. Всё новьё было надето перед самым выездом на учения.

Прибыли на аэродром в Болграде под вечер, расположились для ночлега. И тут, вдруг, откуда-то появилась толпа гражданских с фотоаппаратами на груди. Оказалось – это были журналисты из окружной военной газеты «Защитник Родины». Каждый из них выпросил у командиров по отделению для своих репортажей. И началось: станьте так, бегите сюда, потом – туда, дубль один, дубль два… и т.д.. Замордовал конкретно. Этими снимками журналисты потом кормились около полугода. Примерно в декабре в газете встретил кусочек одного из этих репортажей. Стиль был стандартен: в учениях таких-то отличилось отделение гв. сержанта Пупкина в составе … и т.д. … Н-ской части.

Утром на аэродром прибыла армада ИЛ-76, загрузились в них без каких-либо пограничных досмотров и полетели. Летели долго, около 1,5 часа, уже и мандраж успел пропасть, а всё не прыгаем (хотя там лёту до Болгарии менее часа). Что-то случилось? Вышедший из пилотской кабины подполковник Луганин, наш замполит батальона, пересиливая шум двигателей, поведал, что в Болгарии идёт гроза. Вот те на: покатались! Потом вышел кто-то из пилотов и сказал: «Эх, сынки, уважаю вас, десант!». На что, сидевшие впереди и слышавшие это, взревели: «А-А-А-а-а-а!!!», подняв правую руку вверх, тем самым выказывая благодарность за хорошие слова пилотам, вёзших нас. Через 20-ь минут замполит опять сообщил, что гроза заканчивается, – «так что готовьтесь», – добавил он. Офицеры-выпускающие стали на свои места возле дверей: по левому борту гв. подполковник Луганин, по правому – гв. ст. лейтенант Лата, наш комроты. Минут через 15-ь загорелась жёлтая лампа. Ну вот, дождались всё-таки! Открылись двери, взревела сирена, и десант пошёл. После раскрытия парашюта стал осматриваться вокруг, искать наизусть выученные ориентиры. Но, что за чёрт – вокруг одно молоко, ничего не видать! Оказалось, гроза ещё не окончилась, и нас бросили в дождевую тучу. Это стало понятно, когда спустился несколько ниже. Белая туча осталась сверху, а из-за плотной стены вдруг возникшего дождя вдалеке появилась та самая еле различимая труба, только уже в натуральную величину. Ага, а вот и аэродром. Так, понятно, бежать в ту сторону! Самое удивительное, что не было ветра, ни малейшего дуновения! Поэтому картина вокруг была фантастической. Вокруг тебя плотная стена дождя, а ты висишь под огромным зонтом и совершенно сухой. Большие капли, идеально круглые, величиной с вишню падали вниз со скоростью чуть большей моей и поэтому казалось, что они подвешены в воздухе за что-то невидимое. Красотища! Оп-паньки – метрах в 80-и, медленно переворачиваясь, сапог летит. Всё испортил! Не успел налюбоваться – приземление. Для быстрейшего снятия парашюта все ремни были расстёгнуты ещё в воздухе, а из-за отсутствия ветра не пришлось никуда разворачиваться, о-очень непривычно. Площадкой приземления была мокрая пашня какого-то офигенного чернозёма (такого чёрного я ещё не видел). Подумалось: «Хотя бы не упасть!». Но не тут-то было: при приближении к земле, парашют неестественно завис в воздухе (от ещё неостывшей почвы, видно, поднимался восходящий поток), поэтому при касании поверхности ноги лишь слегка согнулись в коленях. Фантастика для Д-5! Так, приземлился! Где купол? Взгляд вверх – оп-па, мой надёжный спускаемый «аппарат», служивший мне ещё и зонтиком, превратился в вяленький, засыхающий лепесток, медленно падавшим на меня. Так, бегом в сторону! Но, где там! Ноги словно вросли, что такое? Смотрю вниз: ноги влипли в чернозём до половины голенища! Кое-как «отполз» в сторону, и во время: на то место в ту же секунду упал купол. Быстро скинул подвеску, собрал в сумку парашют (его потом подобрал наш невесть откуда-то взявшийся «Урал» с парнями с нашего полчка. Всеприводный «Урал» катался по этому «болоту» не напрягаясь, как по асфальту!). И тут же закончился дождь. Расчехлил оружие, подсоединил магазин, надел берет – и вперёд, как на предварительных учениях 5 за 15… Но бежать невозможно: на каждом сапоге точно по гире. Только пешком! Каждый шаг, с трудом отклеивая ноги –  вперёд, а до края пашни более 0,5 км. Земля! Какая-то просёлочная дорога, а за ней – кукурузное поле. Отряхнув ноги от груза, пустив пару длинных очередей в кукурузу, ныряю в растительность. О, мама мия!, куда я попал ? Это не кукурузное поле, а какой-то лес высотой в 3-и метра, кукурузные початки точно узбекские длинные дыни. За всю службу в Молдавии я никогда такого не видел! После кукурузного поля была «война» с криками «Ура!», «За ВДВ! (это уже был кураж)», со стрельбой –  в итоге аэродром был захвачен. Потом было батальонное построение, на котором наш комбат майор Чернов сначала поблагодарил весь личный состав за выполнение поставленной задачи, а потом взрючил двух бойцов. Почему была вздрючка: оказалось, не обошлось без ЧП. Один старый при выброске с ИЛ-а, прыгая из правой двери «зашкалил» и оттолкнулся от борта правой ногой, а не левой, итог: удар головой прямо в раскрытую наружу дверь. Шлем не спас от секундной потери сознания, в результате на одну из ног несгруппированного тела намоталась вытяжка. И он вместо того, чтобы выбросить запаску, достал штык и начал им «распутывать» фал с ноги. За всем этим наблюдал с земли наш комбат, майор Чернов. Он сказал: «У меня волосы дыбом встали, пока ты, солдат, ковырял этим ножичком в сапоге аж до самой земли». Правда,  не до самой: всё закончилось хорошо. Второму перед строем вручил потерянный сапог (тот самый). Потом было полковое построение (Болградский полк прыгал в другом районе). После этого, вычистив грязные сапоги, полк вступил в городок (точнее, даже не городок, а посёлок. Потом, уже на гражданке я не нашёл его в атласе.) строевым шагом, каждая рота со своей строевой песней. Из раскрытых окошек нам махали рукой бабушки, изредка вытирая глаза краем платка. Дошли до главной площади и остановились: местные жители устроили торжественную встречу. Надо сказать о месте пребывания: при входе в городок увидел дорожный знак «Равнец», а рядом указатель – Бургас 5 км. При входе в городок поразила чистота и красота всюду. Домики все были каменными, одноэтажными. Ограды каждого дома были металлическими, над входом в каждый двор были сооружены дуги, следующие друг за другом (штук по шесть) по которым вился виноград (этакие живые арки). Но, какой виноград! Каждая виноградина, что слива. Ну, сами понимаете: климат и земля, все условия для растительности. Вокруг было много детей, чёрнявеньких и белявеньких. Какая-то турчаночка лет 8-и с большущими чёрными глазами подошла ко мне и подарила букетик полевых цветков. Лицо её светилось от счастья. Вокруг была атмосфера праздника. Примерно через полчаса строем отправились на аэродром, откуда уже простыми пассажирами поздним вечером отправились домой на ИЛ-ах.

После прибытия домой предстояла сушка парашютов. Три дня выносили их со склада на плац. Полкового плаца не хватало, так что были заняты все батальонные плацы. В первый день парашюты были о-очень тяжелы, из сумок вода ещё капала. Каждому участнику учений были вручены сувениры: полиэтиленовый пакет с изображением эмблемы учений, памятный красочный буклет, отпечатанный на великолепной бумаге с видами Болгарии, и значок «Щит-82». Вот и всё! Впечатлений было много, судя потому, что так много осталось в памяти.

P. S.  Узнал недавно, что на аэродроме в Равнец размещена америкосовская база ВВС. Обидно и досадно!
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Цитата
ЕАБ  пишет
Цитата
Рядовой-К  пишет
ЕАБ
1. Полк прыгал в полном составе? (Имеется в виду л/с).
2. А чего так мало БМДешек выбрасывалось? И почему на П-7 а не на ПРСМках?
3. А где была площадка десантирования (ориентировочно)?
Полк прыгал не в полном составе. Десантировались на П-7, так как ПРСМ в то время считались недостаточно опробованной техникой, в 1982 году на учениях "Щит-82 БМД на ПРСМ из-за раннего срабатывания ПРД разбилась. Площадка под Секеш.... а дальше не выговариваю. :D
Привет, братишка! Эту разбитую БМДешку потом мы ходили разглядывали, стояла она у нас в Болграде в 217 полку. А "Щит-82" я помню, как вчера-дождь шел и мы часа 2-3 ждали, может кончится, так и прыгали по дождичку да на чернозём (бахчу болгары перепахали).
 
Цитата
Tar  пишет
Привет служивым! Среди частей, участвовавших в учениях «Щит-82» я не увидел нашего 300-го ПДП 98-ой ВДД (обидно!), поэтому решил устранить этот пробел. Расскажу всё что помню, и пока ещё не забыл.
Спасибо, братишка, за рассказ. Как будто снова почувствовал себя в "Ил"е, в куполах... Сам я из 217-го, что в Болграде, у вас в Кишинёве были осенью 81-го проездом в Рыбницу.

<br/>
i <br/><br/>Не нужно копировать такое большое сообщение!<br/> <br/>
 
Цитата
Yez  пишет
Про Щит-82, в Болгарии могу сказать, что участвовал там  1 ПДБ, 39 ОДШБр. Ехали по железной дороге до Николаева, от туда на пароме, помоему "Герои Шипки". Базировались у с. Соколово, под г.Толбухиным, а "воевали" под Железником. Есть фотки.
В "ЩИТ-82" принимал участие лично в составе 217 ПДП, служил в разведке 217-го ПДП, разведка прыгала два раза: 1-й примерно за неделю до начала учений для рекогносцировки площадки приземления, 2-й во время учений, бросали одельно технику , отдельно экипажи, одна машина на ПРСЕ грабанулась( ПРС не сработал) выброска шла в сильную грозу, при расшвартовке грязи было по самые уши, некоторые пацаны посбрасывали сапоги чтобы легче было бежать. Это больше всего произвело впечатление на иностранных наблюдателей. с площадки приземления убрались с перекрытием норматива. Еще с нами были польские десанты из подразделения "Кондор"
 
Цитата
gladiator62  пишет
Цитата
ЕАБ  пишет
Цитата
Рядовой-К  пишет
ЕАБ
1. Полк прыгал в полном составе? (Имеется в виду л/с).
2. А чего так мало БМДешек выбрасывалось? И почему на П-7 а не на ПРСМках?
3. А где была площадка десантирования (ориентировочно)?
Полк прыгал не в полном составе. Десантировались на П-7, так как ПРСМ в то время считались недостаточно опробованной техникой, в 1982 году на учениях "Щит-82 БМД на ПРСМ из-за раннего срабатывания ПРД разбилась. Площадка под Секеш.... а дальше не выговариваю. :D
Привет, братишка! Эту разбитую БМДешку потом мы ходили разглядывали, стояла она у нас в Болграде в 217 полку. А "Щит-82" я помню, как вчера-дождь шел и мы часа 2-3 ждали, может кончится, так и прыгали по дождичку да на чернозём (бахчу болгары перепахали).
Машина грабанулась наша из 217-го, кажется из 6-й роты. А название площадки если правильно выговорю-Секеш-Пекель -Вары. Блин 24 года прошло а кажется что вчера было!!! Да у меня даже значок сохранился круглый-"Щит-82", найду отсканировать попробую.
 
Цитата
70-й  пишет
Площадка под Секеш.... а дальше не выговариваю.
Точнее Секешфехервар, смотрел вчера в атласе выпуска 1970г.. Это примерно в 50 км от оз. Балатон и 100 км от Будапешта. Далеко вас забросили! А я то считал по незнанию, что ваш полк прыгал где-то в Болгарии (см. мой пост). Символично, что весной 1945 года наша 98-я Свирская дивизия у озера Балатон разгромила гренадерскую танковую дивизию СС «Адольф Гитлер».

Gladiator62 и 70-й, разведка, расскажите подробнее, как всё было. Не томите душу! Не понимаю, как смог сработать раньше времени ПРД у разбившейся БМД. Какова была степень разрушения машины?
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Цитата
Tar  пишет
Цитата
70-й  пишет
Площадка под Секеш.... а дальше не выговариваю.
Точнее Секешфехервар, смотрел вчера в атласе выпуска 1970г.. Это примерно в 50 км от оз. Балатон и 100 км от Будапешта. Далеко вас забросили! А я то считал по незнанию, что ваш полк прыгал где-то в Болгарии (см. мой пост). Символично, что весной 1945 года наша 98-я Свирская дивизия у озера Балатон разгромила гренадерскую танковую дивизию СС «Адольф Гитлер».

Gladiator62 и 70-й, разведка, расскажите подробнее, как всё было. Не томите душу! Не понимаю, как смог сработать раньше времени ПРД у разбившейся БМД. Какова была степень разрушения машины?
Машина разбилась на Щит-82 в Болгарии, а в Венгрии на Щит-79 все прошло штатно.
 
Цитата
Tar  пишет
Цитата
70-й  пишет
Площадка под Секеш.... а дальше не выговариваю.
Точнее Секешфехервар, смотрел вчера в атласе выпуска 1970г.. Это примерно в 50 км от оз. Балатон и 100 км от Будапешта. Далеко вас забросили! А я то считал по незнанию, что ваш полк прыгал где-то в Болгарии (см. мой пост). Символично, что весной 1945 года наша 98-я Свирская дивизия у озера Балатон разгромила гренадерскую танковую дивизию СС «Адольф Гитлер».

Gladiator62 и 70-й, разведка, расскажите подробнее, как всё было. Не томите душу! Не понимаю, как смог сработать раньше времени ПРД у разбившейся БМД. Какова была степень разрушения машины?
Привет Тар ! По части тонкостей отказа ПРС точно ничего не скажу, подробности изучала комиссия которая приехала с завода изготовителя ПРС. А насчет повреждений- башня вошла в корпус примерно на половину, но залезть внутрь было можно, треснуло днище и кажется отлетело пару катков, а так ничего видок был нормальный. поспрашиваю при встрече однополчан может у кого сохранились фотки этой чудо-машины, тогда вылажу на сайте. Да еще была такая прикольная подробность: примерно за пару мецяцев до начала учений было объявлено, что два экипажа будут десантироваться внутри машин в космических креслах "казбек" как сын Маргелова. Те кто попадет в это число после прыжка будут награждены красной звездой. Желающих было много, писали рапорта. Затем сказали, что это мероприятия отменили. Ну а после проишествия с машиной народ был рад, что их в ней не оказалось!
 
Цитата
Tar пишет
Привет служивым! Среди частей, участвовавших в учениях «Щит-82» я не увидел нашего 300-го ПДП 98-ой ВДД (обидно!), поэтому решил устранить этот пробел. Расскажу всё что помню, и пока ещё не забыл.
В учениях "Щит-82" из 300-го полка участвовали только 2-й батальон и РДО. Все остальные в это время были в Кишиневе, мы (ЗРАБатр), например, замучились по нарядам и караулам ходить. Все остальное правильно рассказал по подготовку.
Я помню строевой смотр накануне учений, все в новейших комбезах, впервые при мне на всех офицеров одели береты.
Для солидности всем офицерам приказали одеть наградные колодки с наградами, которых у них не было. В частности, у моего бывшего командира батареи Устинова, который в то время был уже НШ ПДБ-2, была колодка от Красного Знамени, хотя имел он тогда какую-то одну юбилейную медаль. Подготовка, конечно же, была мощнейшая, и мои однополчане в грязь лицом не ударили, только прыгали в грязь.
Кстати, ходили слухи, что наблюдавший за десантированием министр обороны СССР Устинов Д.Ф.  предлагал Сухорукову отменить десантирование по причине плохой погоды, но тот настоял на выброске.
Любите Родину, а не государство!
 
Цитата
reywal пишет
В учениях "Щит-82" из 300-го полка участвовали только 2-й батальон и РДО. ...
Салют, однополчанин! Спасибо за  дополнение, reywal. Сам я служил во 2-ом ПДБ, поэтому по прошествии стольких лет кое-что подзабыл, а в памяти осталось впечатление, что в «Щит-82» принимал участие весь наш 300-ый. А тут вот оно как.
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Цитата
Балаганов пишет
Может кто из очевидцев откликнется, случай то редкий!

Привет!
В нашей 6-ой ПДР зимой 82-го сразу два таких случая было. 11 января после отделения от Ан-12 у меня было схождение с ефр. Долгановым. Я попал в стропы, ему под купол. Качнулся как на качелях и вылетел обратно. Поразило то, что за пару секунд мой купол сложился и накрыл купол Долганова, который был ниже. У меня хеппи-енда не получилось - три месяца Болградского медсанбата.
Через месяц был второй случай, более драматичный. Прыгали из ИЛ-76. Сергей Кузнецов из Москвы первым в одну дверь, Юра Цветков (кажется из  Пскова или Новгорода) вторым в другую. Сошлись в реактивном потоке от самолета, основные перепутались еще при выходе из ранцев, запаска Кузнецова при раскрытии спиралью обвилась вокруг основных и тоже не сработала. Долго свистели. Юра Цветков бросал запаску уже у земли при большой скорости падения. Открылась со скоростью выстрела.  ....Но низко. Поэтому были соседями в моей палате. Приезжали несколько раз корреспонденты из окружной газеты "На страже" , вопросов задавали много, но так ,кажется, ничего и не напечатали.
Впечатления всех троих: никакой паники, хотя понятно что может случится, действуеш как учили. На момент событий у меня 11-ый прыжок, у них 12-ый.
После еще пости год дослуживали.
Считаю, что при массовом десантировании случай не такой уж и редкий, о многих просто не докладывалось, то ли воспринималось как ЧП, то ли на рапорта время тратить не хотели.
Сергей, Юрий отзавитесь. Вспомним Кишинев и Болградский медсанбат.
Если недруг коварный              
Нам объявит войну,              
То смертельным ударом
Мы ответим ему...
 
Цитата
Tar пишет
Привет служивым! Среди частей, участвовавших в учениях «Щит-82» я не увидел нашего 300-го ПДП 98-ой ВДД (обидно!), поэтому решил устранить этот пробел. Расскажу всё что помню, и пока ещё не забыл.
........Один старый при выброске с ИЛ-а, прыгая из правой двери «зашкалил» и оттолкнулся от борта правой ногой, а не левой, итог: удар головой прямо в раскрытую наружу дверь. ........ : полиэтиленовый пакет с изображением эмблемы учений, памятный красочный буклет, отпечатанный на великолепной бумаге с видами Болгарии, и значок «Щит-82». Вот и всё! Впечатлений было много, судя потому, что так много осталось в памяти.

P

Спасибо, Tar! За "ЩИТ-82".
Могу только добавить и заодно ответить Рядовому-К, что до Щита-82 была проведена огромная подготовка. За второй учебный период было сделано  6 прыжков и все с учениями, с отработкой конкретных задач.(9 прыжков за 9 месяцев службы). На прыжках  каждому солдату выдавалась приемная рация, чтобы все могли слышать приказы командира роты на площадке приземления. Для того времени-суперэкипировка. Перед учениями на макете по ротно был проведен инструктаж и поставлена задача нашему 2-му батальону 300 ПДП - десантироваться в тылу, захватить аэродром противника, удержать и дать возможность десантироваться мотострелкам палубным способом. Особо подчеркивалось что мы начинаем учения и от наших действий зависит общее впечатление от учений.
"Вышедший из пилотской кабины подполковник Луганин, наш замполит батальона, пересиливая шум двигателей, поведал, что в Болгарии идёт гроза. Вот те на: покатались! Потом вышел кто-то из пилотов и сказал: «Эх, сынки, уважаю вас, десант!». На что, сидевшие впереди и слышавшие это, взревели: «А-А-А-а-а-а!!!»,  за такие подробности я бы присудил приз от Мюнхайзена. Класссссссс. Второй приз за дембеля с фалом на ноге, случай
Цитата TARa:
"Самое удивительное, что не было ветра, ни малейшего дуновения! Поэтому картина вокруг была фантастической. Вокруг тебя плотная стена дождя, а ты висишь под огромным зонтом и совершенно сухой."- у каждого свои впечатления. Я стоял у открытой двери Ил-76, вторым в потоке. После открытия двери сразу понял что идем на малой высоте, внизу проплывал Бургасский химкомбинат- до труб всего ничего. Метров 400-500. После прыжка сначала увидел градины, а ниже они уже превращались в крупные капли.Впечатление непередаваемое. А вот ветер у земли был сильный, поэтому у многих были проблемы с разворотом по ветру из-за низкой высоты. Я развернулся , но идя по ветру стал ловить ногами землю - сдуру посчитал что пробегусь и не упаду. В результате плюхнулся в грязь в позе лотоса- сильно потянул мышцы на бедрах, рядом приземлился комбат Черняев, рявкнул на меня и я рванул к аэродрому не обращая внимание на боль. Парашюты не собирали. По дороге расстрелял часть из 6 магазинов, бросил 2 взрыв-пакета, у колючки аэродрома достреляли магазины и метнули по две РГБ-5.
Затем построились и толи пошли собирать парашюты - дали команду свои не искать, собрать любой, толи к болгарам на встречу. На  сборе парашютов произошел курьезный случай, народ разошелся по всей площадке приземления и кто-то бросил неизрасходованный взрыв-пакет. Ну тут и началось, все кто неизрасходовал патроны и имитацию начали палить. Прилетели офицеры пытались прекратить - потом говорили что натовским наблюдателям объясняли это как отражение десантом атаки противника.
Памятный знак дали очень красивый - храню вместе с формой.
С фамилиями у Tara не точности: замполитом у нас был майор Луганцев, а комбатом майор Черняев.
Если недруг коварный              
Нам объявит войну,              
То смертельным ударом
Мы ответим ему...
 
Привет, Sorr!
Цитата
Sorr пишет
С фамилиями у Tara не точности: замполитом у нас был майор Луганцев, а комбатом майор Черняев.
Здесь нет ничего удивительного. Забывать свойственно человеческой памяти, ведь прошло 25-ть лет всё-таки. А, вообще, спасибо за уточнение.
Цитата
Sorr пишет
… "Вышедший из пилотской кабины подполковник Луганин, наш замполит батальона, пересиливая шум двигателей, поведал, что в Болгарии идёт гроза. Вот те на: покатались! Потом вышел кто-то из пилотов и сказал: «Эх, сынки, уважаю вас, десант!». На что, сидевшие впереди и слышавшие это, взревели: «А-А-А-а-а-а!!!»,  за такие подробности я бы присудил приз от Мюнхайзена. Класссссссс. Второй приз за дембеля с фалом на ноге, случай
Sorr, если ты что-то подзабыл или не видел чего-либо, то это не означает, что всего этого не было. Из твоего рассказа я тоже много чего не помню. Рассказывай то, что помнишь и не утверждай категорически: «Нет, этого не было!».

Кстати, на форуме присутствует наш сослуживец из 4-ой ПДР (ты его знаешь), с той же, что и тот солдат, о котором я писал, и того же призыва. Так что, думаю, скоро мы узнаем его воспоминания. А пока оставь оба приза этого товарища, как там его … Мюнхайзена себе.
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Ладно пацаны, чего спорить? написано все достаточно красочно. Ну большей степенью правдиво,учитывая гордость за участие в таких крупномасштабных учениях думаю немного цветной краски не помеха.
Я с вашего позволения немного дополню,что еще не успел забыть.В частности про тот случай с нештатным приземлением.
Ефрейтор Бабенко Виктор (родом из Киева) лихо лбом лупанулся в створ боковых дверей ИЛ-76,как это могло произойти у меня своя версия: шел дождь,но ни такой,что бы в салоне самолета были лужи,может быть споткнулся? С его слов вылетел из самолета несгрупировавшись,стабилизационный купол захлестнул через ногу,если бы потерял сознание от удара,врядли успел вытащить стабилизацию.На каком куполе приземлился точно не припомню,но по моему раскрыты были оба,шлема на голаве не было,потярял (как он мог растегнуться от удара?),на лбу шрам от удара,такой не нарисуешь.Иалый был не глупый,писарем в роте подрабатывал,может на дембиль медальку хотел отхватить по случаю,это знает только он.
А касаемо Луганцева,класный был мужик,любили мы его в батальоне,всегда с шуткой и с юмором.Мог если надо настроить на продвиг,настоящий замполит,ничего не скажешь.Вопрос на каком этапе он мог, что то сказать?Перед загрузкой в самолет или во время инстуктажа?Остальное время все кимарили,я лично ни каких труб и комбинатов не видел.Сирена и задница впереди бегущего однополчанина,толчек в дверь,турбина,купол и все по порядку. Боеприпасов было достаточно,так что поливали с верху и бросали взрывпакеты как в кино. Приземление было не совсем комфортное,действительно был штиль, и падали все с большей скоростью,чем с ветерком,зато никого никуда не тащило,как это обычно бывало.У меня это был прощальный 27-й прыжок. Бежать было очень тяжело,хотя и налегке, пашня после обильного дождя липла к ногам,как будто гири привязали.Не буду хвалиться,бегал всегда хорошо,но здесь
было очень тяжело,правдо быстро закончилось.
Потом все собрались,привели себя в порядок,нас покармили,постоили и опять в самолеты и на Родину.Вот и все воспоминания, ах да ,вручили значки участника и пакеты с большой эмблемой ЩИТ-82,до сих пор дома хранится,только вот надписи постирались.
 
Цитата
Боровиков Сергей пишет
... А касаемо Луганцева,класный был мужик,любили мы его в батальоне,всегда с шуткой и с юмором.Мог если надо настроить на продвиг,настоящий замполит,ничего не скажешь ...
Точно, Сергей, офицером и человеком он был классным. К солдатам всегда обращался как к равным, не смотря на свои звёзды в погонах. Своей улыбкой и взглядом очень располагал к себе. Да, почему всё в прошедшем времени? Где он, как он?

Да, парни, кто помнит, сколько было задействовано самолётов для нашего полка? А то такое впечатление, что летели с вами в одном самолёте :). Помню, что комбат летел в первом, я летел в последнем. Может, кто вспомнит своих выпускающих?
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Цитата
Tar пишет
Да, парни, кто помнит, сколько было задействовано самолётов для нашего полка? А то такое впечатление, что летели с вами в одном самолёте :). Помню, что комбат летел в первом, я летел в последнем. Может, кто вспомнит своих выпускающих?
Так как от полка был только наш 2-ой ПДБ, то наверное три. В роте по штату тогда было 76 человек. В зводах -зенитном, связи и хозобеспечения по 25. Могли кого-то прикомандировать, так как роты были не полные. Как раз набирается три борта, человек по 50-55 в каждую дверь.
Если недруг коварный              
Нам объявит войну,              
То смертельным ударом
Мы ответим ему...
 
Привет однополчанам! Нашёл в сети книгу воспоминаний Дмитрия Семеновича Сухорукова, генерала армии, командующего Воздушно-десантными войсками (1979—1987 гг.) «ЗАПИСКИ КОМАНДУЮЩЕГО-ДЕСАНТНИКА». Вот отрывок из неё про наши учения:

… В сентябре 1982 года на территории Народной Республики Болгарии состоялись очередные совместные учения «Щит-82», в которых принимали участие и воины-десантники Советской Армии. Десантировался полк 98-й гвардейской Свирской воздушно-десантной дивизии. С погодой, как часто бывало, опять не повезло. С утра пошел дождь, на маршруте пролета самолетов появились грозовые облака, их надо было обходить, что усложняло выход на заданную точку десантирования.
На смотровой трибуне на площадке приземления находился министр обороны Д. Ф. Устинов, маршал В. Г. Куликов, первый секретарь ЦК Болгарской коммунистической партии Т. Живков и другие. Над трибуной был сделан навес от дождя. Командующий военно-транспортной авиацией генерал-полковник А. Н. Волков тревожно всматривался в небо и через каждые полчаса заслушивал своего метеоролога о погоде по маршруту полета самолетов. Это было нелегкое решение, но мы его совместно приняли — десантировать!
Я вышел перед смотровой площадкой, по схемам доложил о задаче десанта. Дождь продолжался, но видимость около километра была. Д. Ф. Устинов спросил, какое я принял решение, сказал, что если существует риск, следует завернуть самолеты на аэродромы.
— Товарищ министр обороны, я уверен в своих подчиненных. По докладу командующего военно-транспортной авиацией сейчас колонны самолетов обходят грозовой фронт, десантирование может задержаться на семь—десять минут от установленного времени, — ответил я.
— Хорошо.
И тут, наконец, нам повезло. Нависающие над площадкой приземления дождевые тучи стало относить в сторону, а к моменту «Ч», то есть выброски десанта, небо над площадкой очистилось, все вздохнули с облегчением.
Над районом учения на низкой высоте пронеслись истребители-бомбардировщики болгарских ВВС и нанесли удары по наземным целям «противника».
И вот со стороны моря показались первые пары Ил-76. Началось десантирование подразделений разведки и захвата площадки приземления. Десантники, снижаясь на парашютах, открыли автоматный огонь. Вслед за ними пошла техника, и затем все небо над площадкой покрылось белыми куполами — двинулись основные силы полка. Это было красивое и внушительное зрелище. Со смотровой трибуны было видно, как солдаты, сбросив парашюты, устремляются к границам площадки, все плотнее становится автоматная стрельба. Заревели моторы, и боевые машины на большой скорости устремились догонять пехоту. Так начался бой десантников по захвату объектов «противника». Промокший от дождя, поднимаюсь на трибуну и докладываю министру обороны Д. Ф. Устинову о результате десантирования: травм нет, полк выполняет поставленную задачу.
Устинов и Живков поздравляют. Дмитрий Федорович, видя меня промокшего, берет со столика стакан чаю и предлагает мне. Я глотнул и остановился, недоумевая. В стакане — болгарский коньяк «Плиска». Устинов, улыбаясь, говорит: «Пей, пей! Ну как чай?» Я выпиваю полстакана. В палатку сзади трибуны идут министр, Живков и приглашают меня и командующего военно-транспортной авиацией. Предлагают перекусить. Садимся за стол. Живков поднимает тост за советских солдат, десантников и летчиков. Выпиваем по небольшой рюмке, они уходят, а мы остаемся и завтракаем.
Впереди еще было много совместных учений с армиями стран Варшавского Договора, в которых принимали участие десантники …
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Привет, однополчанам! Нашёл ещё кое-что о наших учениях. Это отрывок из книги офицера ВТА Коробецкого Виктора Александровича. Взято отсюда: http://www.vdv345polk.ru/article.pl?id=654 Оказывается самолёты на «Щите» были из 339 втап, который дислоцировался в г. Витебск и какого-то псковского полка ВТА.

Цитата

В августе месяце 1982 года капитану Коробецкому поставлена задача в составе экипажа заместителя командира полка Иванова А. Л. облететь аэродромы Болгарии. Залетели в Чкаловский, забрали большую группу генералов и офицеров штаба ВТА во главе с заместителем командующего ВТА В. А. Грачевым. На аэродроме Лиманское (под Одессой) дозаправились и перелетели на болгарский аэродром Равнец, что под Бургасом. Находившийся на борту главный штурман ВТА генерал А. В. Медовиков вовремя (до посадки) исправил неточности в данных аэродрома Равнец. Там две полосы и одну перевели под стоянки, в то время как командный пункт витебской дивизии давал данные Коробецкому без этих изменений и Коробецкий готовился строить маневр посадки именно на неработающую полосу. Дальше облетели Каменец, Граф-Игнатьево, Безмер и другие. И везде болгарские командиры радушно принимали советскую делегацию. В Граф-Игнатьеве болгары устроили обед с выпивкой и подполковника Иванова и капитана Коробецкого Грачев тоже пригласил к столу. Надо отметить, что в кабинетах командиров полков, где они побывали, везде болгарские командиры спокойно предлагали выпить сливовицу. Для советских летчиков это было в диковинку – на рабочих местах у советских летчиков нет спиртного. Потом оказалось, что это была рекогносцировка будущего театра широкомасштабных учений под названием «Щит-82». Учения состоялись 30 сентября 1982 года. Кстати, ИА и ФБА не смогли принять участие из-за грозы. А ВТА - приняла. Двумя колонами две дивизии выбрасывали в грозу парашютный десант на две площадки. Одна - в 30 километрах от Бургаса, а вторая – сам аэродром Равнец. В ходе учения произошел инцидент, после которого командующий ВТА генерал-полковник авиации А. Н. Волков определил базовые функции в экипаже. «На взлете – все работают на командира, на маршруте и боевом пути – все работают на штурмана, при заходе на посадку – на командира». А произошло вот что. Ведущий псковского полка, ведущий колоны полковник В. П. Баев после десантирования, чтобы знать как работают его экипажи, не перешел на другую частоту. В это время турецкий боевой корабль вошел в пограничную зону Болгарии. Через высокие правительственные инстанции прошла команда сократить нахождение нашей авиации над Болгарией. Ведущему, Баеву, передали команду не выполнять роспуск боевого порядка над Болгарией, как предусматривалось планом, в распускаться на маршруте домой и частично над аэродромами посадки (советскими). Вот этой-то команды и не принял Баев, а продолжал полет на роспуск. Роспускались до границ Греции (южнее Пловдива). Потом, конечно, Валерию Баеву влетело. Кстати, казус выявился такой. После десантирования вернулись назад. Потом полки опять полетели вечером в Равнец забирать десантников после учений. С Равнец – на Болград. Выгрузили домой десантников, а сами – на дозаправку в Арциз. И вот получилось: взлетели около полуночи. Сели уже после 00 часов. А в эту полночь переводились часы с летнего на зимнее время на час. Лету от Болграда до Арциза 20 минут. А время переставили и получилось … сели раньше, чем взлетели. Долго потом думали, как оформить полетные листы. Летели-то в боевом порядке и многие и взлетали и садились после полуночи. У них такого казуса не было.
По некоторым данным вторая часть десантников десантировалась где-то возле села Соколово.
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Цитата
Tar пишет
... самолёты на «Щите» были из 339 втап, который дислоцировался в г. Витебск и какого-то псковского полка ВТА ...
Привет однополчанам! Узнал кое-что о втором полке ВТА, который оказался неизвестным в моём предыдущем сообщении. Это был 334-й Берлинский гв. ВТАП (г. Псков) 3-й гв. Смоленской ВТАД, штаб которой находился в г. Витебске. Слава всем летунам, нашим водителям этих крылатых гигантов (и не только: ещё штурманам, бортмеханикам, бортрадистам, наземным механам и другим служивым, которые обеспечивали полёты), благодаря  чьей выучке и умению мы столько раз взлетали и днём и ночью, и сейчас по прошествии стольких лет живы и здоровы и встречаемся здесь.
Купол воздухом наполнен
И качается слегка.  (фю-ить!!!)
Он сегодня мне напо-омнил
Над полями облака! ...

(Из строевой песни)
 
Цитата
Боровиков Сергей пишет
Ладно пацаны, чего спорить? написано все достаточно красочно. Ну большей степенью правдиво,учитывая гордость за участие в таких крупномасштабных учениях думаю немного цветной краски не помеха.
Я с вашего позволения немного дополню,что еще не успел забыть.В частности про тот случай с нештатным приземлением.
Ефрейтор Бабенко Виктор (родом из Киева) лихо лбом лупанулся в створ боковых дверей ИЛ-76,как это могло произойти у меня своя версия: шел дождь,но ни такой,что бы в салоне самолета были лужи,может быть споткнулся? С его слов вылетел из самолета несгрупировавшись,стабилизационный купол захлестнул через ногу,если бы потерял сознание от удара,врядли успел вытащить стабилизацию.На каком куполе приземлился точно не припомню,но по моему раскрыты были оба,шлема на голаве не было,потярял (как он мог растегнуться от удара?),на лбу шрам от удара,такой не нарисуешь.Иалый был не глупый,писарем в роте подрабатывал,может на дембиль медальку хотел отхватить по случаю,это знает только он.
А касаемо Луганцева,класный был мужик,любили мы его в батальоне,всегда с шуткой и с юмором.Мог если надо настроить на продвиг,настоящий замполит,ничего не скажешь.Вопрос на каком этапе он мог, что то сказать?Перед загрузкой в самолет или во время инстуктажа?Остальное время все кимарили,я лично ни каких труб и комбинатов не видел.Сирена и задница впереди бегущего однополчанина,толчек в дверь,турбина,купол и все по порядку. Боеприпасов было достаточно,так что поливали с верху и бросали взрывпакеты как в кино. Приземление было не совсем комфортное,действительно был штиль, и падали все с большей скоростью,чем с ветерком,зато никого никуда не тащило,как это обычно бывало.У меня это был прощальный 27-й прыжок. Бежать было очень тяжело,хотя и налегке, пашня после обильного дождя липла к ногам,как будто гири привязали.Не буду хвалиться,бегал всегда хорошо,но здесь
было очень тяжело,правдо быстро закончилось.
Потом все собрались,привели себя в порядок,нас покармили,постоили и опять в самолеты и на Родину.Вот и все воспоминания, ах да ,вручили значки участника и пакеты с большой эмблемой ЩИТ-82,до сих пор дома хранится,только вот надписи постирались.


Боровиков Сергей привет тебе с Киева. Очень рад, что через 27 лет опять могу с тобой пообщаться. О моем прыжке знаю только я и мой друг механик водитель с 344 экипажа нашей БМДешки Бабанов Юрий. Все,что пишут это чепуха.
 
Цитата
Victor 40390 пишет
Боровиков Сергей привет тебе с Киева. Очень рад, что через 27 лет опять могу с тобой пообщаться. О моем прыжке знаю только я и мой друг механик водитель с 344 экипажа нашей БМДешки Бабанов Юрий. Все,что пишут это чепуха.

Здравствуйте гвардейцы! Могу и от себя добавить чо помню. Наша 8 пдр 3 пдб 299 пдп 98 пдд с июля мясяца до начала сентября трахалась на аэродроме под Болградом в свободном полете завершая реконструкцию взлетно-посадочной полосы под 76. А в сентябре мыж ее и обкатали в составе 217 пдп на Щиту. Болтались часа 4 . Выброска была на две площадки
мы были под городом Сливен вторая где-то как говорили км в 30. Помню ИЛы перед выброской трясло как АН-2 на маршруте оказалось гроза и ливень. Бросали с 400 м . По приземлении по гинеталии в чернозем. Задача была как можно скорее свалить с площадки как в бою к кому прибился с тем уе... по курсу сбора. ПРС у машины сработал метрах в 200. немудрено в такой ливень датчики замкнули . Несколько катков улетело метров за 100 башня чуть дно насквозь не пробило. Среди цириков ходили слухи что в какойто машине хотели бросать механа с наводчиком. Поляков бросать ихневые отказались в таких условиях. С уважением и всех благ!
 
Тот памятный знак?
Перевал
 
Репортаж чешского ТВ об учениях "Щит-82". Приблизительно с 3 мин. 20 сек. начинается сюжет о высадке десанта - http://pehota.start.bg/play.php?lid=330583&tv=yt


А по этой ссылке можно почитать немножко информации о стратегическом замысле этих учений в целом (для общего представления о масштабности) -  http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia...?zhelez_16.html
Перевал
 
Статья из Воскресенской районной газеты "Наше слово", от 2 августа 2007 года, ободном из участников "Щит-82"

"С «ДЕСАНТОМ» ПО ЖИЗНИ

Айвар Михайлович Седов отслужил срочную 25 лет назад. В 1980 году выпускника ПТУ44 призвали в Воздушно-десантные войска. В знаменитой гвардейской Болградской дивизии ВДВ, дислоцировавшейся в Одесской области, он стал механиком водителем БМД. Пригодились знания, полученные в профессиональном училище, и привитая с детских лет любовь к технике. За два года службы Айвар в составе полка принял участие в пяти крупных учениях, и среди них крупномасштабное «Щит 82». В конце лета под г. Бургасом свое профессиональное мастерство продемонстрировали представители самых лучших элитных соединений и войсковых частей стран Варшавского Договора. Личная благодарность от командующего ВДВ Сухорукова стала наградой воину за ратный труд. Тридцать пять прыжков с парашютом, сотни километров за рычагами боевой машины, атаки и марш броски – эту школу жизни Седов прошел с честью, удостоившись за время службы знаков «Отличник Советской Армии», «Отличник ВДВ», «Отличник парашютист». И после демобилизации Айвар остался верен боевому десантному братству. Вместе со своими друзьями, соратниками по службе в «крылатой пехоте» Вячеславом Беловым, Сергеем Сериковым, Алексеем Семизаровым, Павлом Сорокиным, Павлом Шендяпиным, Артуром Самойловым, Николаем Цыганковым он в числе организаторов встреч ветеранов «голубых беретов»...".
Взято отсюда - http://www.mosoblonline.ru/upload/att/20070810173401.pdf

На снимке: воскресенцы однополчане после демобилизации Михаил Пирогов и Айвар Седов, в центре Валерий Киселев, прибывший в отпуск.
Перевал
 
Цитата
HeartBreakRidge пишет
А по этой ссылке можно почитать немножко информации о стратегическом замысле этих учений в целом (для общего представления о масштабности) -  http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia...?zhelez_16.html

В статье космический бред. Автор явно не адекватен. Да и в датах путается. В статье указано 14 июня, в это время советским руководителям Армии и Страны было не до учений. Арабо-израильский конфликт был в самом разгаре.
А учения в Болгарии и знак это подтверждает начались 30 сентября 82 года.  Очень дембелям прыгать после приказа не хотелось.   :lol:
Если недруг коварный              
Нам объявит войну,              
То смертельным ударом
Мы ответим ему...
Страницы: 1 2 След.
Читают тему (гостей: 1)




Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой