Ещё в советские времена, Феодоссийский филиал НИИ ПС разработал очень интересную конструкцию, для десантирования снабженческих грузов весом до 500кг, которая позволяет осуществлять управляемый спуск и приземление груза в расчётной точке, за счёт применения парашюта-крыла.
В дальнейшем система была модернизирована в плане повышения грузоподьёмности до 700кг.
Выпускаются системы двух типов: - УПГС-500-1 - УПГС-500-2
Управление системой происходит по радио с земли, либо с самолёта. Платформа и подвесная система применяется от серийной ПГС-500 (из бумажных сотоблоков).
ТТХ:
Назначение: доставка универсальних грузовых упаковок на заданные участки местности;
Составные части: универсальная грузовая упаковка, платформа, радиотехническая система дистанционного управления, парашютная система;
Технические характеристики: Макс. габариты грузов - 2х1,4х1,4м Скорость самолета при десантировании - до 360 км/ч Высота сбрасывания (над уровнем моря) - 500-5000м
Макс. полезная нагрузка: - УПГС-500-1 - 500 кг - УПГС-500-2 - 700 кг
Конечно был. И сейчас есть, правда уже на Украине. Выпускает их сейчас НИИ АУС. Кстати в списке их продукции есть ещё УПГС-100 (полагаю на 100кг груза)
У меня где-то валялся журнал "Крылья Родины" примерно за 1985 год, там статья с фотографиями и описаловом конструкции УПГС-500. Если смогу найти - выложу здесь.
Кажется применяли впервые для десантирования грузов на полярную станцию.
Когда-то давно видел в какой-то литературе рисунок. Стропы управления привязаны к реверсным эл. моторам, что позволяет по команде натянуть одну стропу управления , а другую ослабить т.е.ввести ПГС в разворот. При приземлении натянуть обе .
Нашёл таки я упомянутый выше журнал "Крылья Родины" №3 за 1989г.
Там опубликована цитируемая мною статья
В.Пономаренко "Грузы - с высокой точностью"
Как уже сообщалось в журнале "КР" (№8 за 1988г), во время экспедиции "ЭКСПАРК" на Северный полюс впервые была опробована новая радиоуправляемая парашютная система, разработанная группой инженеров во главе с В.Пономаренко и А.Аничкиным. Редакция журнала попросила ведущего группы мастера спорта В.Пономаренко рассказать более подробно о проведённой работе.
*** Управляемая парашютно-грузовая система (УПГС) создана на базе высокоманевренного спортивного двухоболочкового купола-крыла. По сравнению с традиционным грузовым парашютом (купол нейтральной круглой или квадратной формы), УПГС имеет ряд преимуществ: ориентированная доставка различных грузов с высокой точностью на площадку ограниченных размеров; экономия материалов - плошадь купола, а значит масса и габаритные размеры меньше; расширен диапазон ветровых условий, при которых возможна работа. УПГС состоит из парашютной системы, двух блоков управления - командного и исполнительного соответствующей конструкции в зависимости от задачи и схемы применения и платформы для грузов. Купол имеет форму прямоугольного крыла, сшит из двух оболочек, соединённых между собой нервюрами, которые образуют семь воздухозаборников. Он изготовлен из коландрированного капрона или ткани "Болонья" воздухопроницаемостью 0-50 л/м2. Наша инициативная группа инженеров ведёт разработки по четырём схемам управляемого спуска и наведения УПГС на точку: по радиокомандам с пульта оператора находящегося на земле или снижающегося под куполом рядом с грузом, а также с использованием радиомаяка установленного на площадке приземления или размещённого у парашютиста. Указанные схемы быть скомбинированны как при одиночных так и групповых сбросах. Приборный контейнер с исполнительным блоком (ИБ) предназначен для восприятия команд радиосигналов и работы стропами управления. Мы в основном пользуемся следящими приводами электромеханического типа с намоткой и размоткой левой или правой строп управления пропорционально соответствующей команде. Масса упомянутой системы управления в целом составляет 6-9%, парашюта - 2-4% от веса полезного груза. Конечно же, ведётся работа над совершенствованием схемы исполнительного блока с целью уменьшения его массы и габаритов. Командный блок системы управления предназначен для передачи радиосигналов, по которым ИБ наводит парашют на цель. Он может работать по выбору оператора в ручном или автоматическом режиме (радиомаяк). В разработке системы управления принимали активное участие специалисты ЦАГИ А.Шилов, Л.Теплов, Т.Насретдинов. С УПГС использованы серийные платфофрмы от парашютно-грузовых систем (ПГС-500) со штатной схемой швартовки. Они позволяют точно доставить народохозяйственные грузы весом от 200 до 500кг в заданный район. десантирование может производится с транспортных самолётов и вертолётов. Схема работы УПГС в воздухе - обычная: стабилизация 3-6 секунд или до заданной высоты (по прибору ППК-Угр), затем вводится в действие основной купол (без применения пиротехнических средств). Одновременно включается в работу исполнительный блок управления. Наведение происходит по командам оператора или радиомаяка.
В апреле прошлого года (1988) УПГС испытана в условиях низких температур. Работа производилось группой инженеров в составе А.Аникина, В.Смирнова, О.Царёва, С.Фенькова и В.Пономаренко. Большлую помощь нам оказали участники экспедиции "ЭКСПАРК" под руководством заслуженного макстера спорта СССР А.Сидоренко. Дополнительно мы подготовили двух операторов наведения из числа спортсменов-парашютистов "ЭКСПАРКа" - В.Калинкина и С.Инсарова. В районе ледового аэродрома, на реке, вблизи посёлка Хатанга, были произведены на УПГС сбросы грузов весом до 500кг (УПГС-500) вначале с вертолёта, затем с Ил-76 с целью проверки системы в экстремальных условиях Арктики. На пультах наведения работал я с В.Калинкиным, руководителем лаборатории применения парашютных систем Рязанского научно-технического кооператива "Луч". Несмотря на 30-градусный мороз и сильный - до 12м/с - ветер, парашюты чработали нормально. Они чётко выполняли команды, подаваемые с земли, - упаковки были доставлены в намеченную цель и мягко опущены на заснеженный лёд. После успешного эксперимента в Хатанге наша группа получила согласие от руководства "ЭКСПАРКа" использовать УПГС-500 для доставки на дрейфующую научно-исследователькую станцию СП-28. Она в то время находилась в нескольких километрах от географической точки Северного полюса.
...26 апреля с Валентином Калинкиным и другими парашютистами "ЭКСПАРКа" я совершил прыжок на льдину СП-28. Мы приледнились вблизи станции и сразу приготовили к работе пульты управления для наведения грузов. Обе наши платформы экипаж Ил-76 десантировал в последнем - четвёртом заходе. Купола раскрылись нормально. Мы находились чуть в стороне от курса сброса, что затрудняло визирование и, естественно, наведение грузов. Но наши парашюты точно выполняли все команды, и топливо ТС-1 было опущено прямо на вертолётную стоянку, что позволило без дополнительных перевозок приступить к заправке Ми-8. парашютные системы и контейнеры управления мы демонтировали и эвакуировали для дальнейшего применения.
Проведённые работы показали несомненную целесообразность и возможность использования УПГС для снабжения различных экспедиций, находящихся в труднодоступных местах оказание помощи терпящим бедствие или, скажем, геологам, альпинистам. Наша группа выражает благодарность участникам экспедиции "ЭКСПАРК" за стремление внедрить новые передовые методы доставки грузов и средств десантирования для выполнения важных народохозяйственных задач. Они не только выполняют высокоэффективные снабженческие операции, но и вносят существенный вклад в научно-технический прогресс. дальнейшее наше сотрудничество с "ЭКСПАРКом", безусловно, поможет отработать разные варианты применения УПГС и внедрить их в народохозяйственную практику, что поднимет на качественно новую ступень развитие парашютной техники и технологии.
Если только на УПГС не будет видео , которое сразу после раскрытия автоматически не настроится на нужныый район приземления. Но всё равно очень тяжело.
Невнимательно читали статью, там написано: "..Дополнительно мы подготовили двух операторов наведения из числа спортсменов-парашютистов "ЭКСПАРКа" - В.Калинкина и С.Инсарова." Стало быть, по наводке оператора с земли либо по наводке прыгающего на крыле оператора.
wds пишет В начале я задал вопрос как наводить УПГС с самолета? Получил на него ответ. А дальше мои рассуждения. Речь идёт о наводке именно с самолета!
Извиняюсь, но я не совсем понял, откуда изначально взялся вопрос или версия о возможности наведения УПГС с самолета? Перечитал несколько раз всю тему, но так и не нашел. А Des говорит, что чего-то погорячился В чем погорячился-то?
С Алексеем Аникиным из Феодосии был немного знаком в начале 90-х годов, обсуждал с ним эту УПГС за рюмкой чаю в общаге НИИ ПС на Щелчке. Уже тогда были сомнения, что эту работу удастся довести до логического конца из-за раздела Союза. Они тогда от безденежья гоняли с напарником Камазы с товаром из Крыма в Москву и обратно. Аникина сейчас, увы, нет в живых. Пономаренко, автор статьи, в НИИ АУС уже не работает, занимается "частной парашютной практикой" в Феодосии. Довелось побывать в этом когда-то знаменитом учреждении года 3 назад, пройти по территории, цехам. Удручающее впечатление. А ведь какая база испытательная была..
В имеющемся источнике приведены следующие ТТХ на систему:
Площадь купола стабилизирующего парашюта: 5,25м2 или 0,6м2 Площадь купола основного парашюта: 55м2 или 40м2 Скорость горизонтального перемещения: 9-15м/с Скорость вертикального снижения: 3-5,5м/с Точность доставки груза (радиус): 50м Допустимый ветер у земли: до 15 м/с
Непонятно, что значит "или" в площадях куполов и такая большая разница между вариантами стабилизирующих парашютом. Может быть опечатка в журнале?
Смешно Враги специально будут применять РЭБ, для того, чтобы грузы не смогли приземлиться точно в 25 метровый круг. Они приземлятся в 3 километровый круг, но ведь всё равно приземлятся.
Дык а чего тогда огород городить с управляемым снижением груза? Все равно же приземлится, рано или поздно, тут либо там. Для народного хозяйства полезно, конечно
Однако пендосы-то хотят с 8000 метров выброски на 22 км по дальности грузы "народно-хозяйственные" доставлять. Как тут без РЭБ? Включил станцию, и груз уже не знает куда ему лететь 22 км не шутка
И с Пономаренко и с Лехой Аникиным,действительно к сожалению покойнм(автокатастрофа на дороге в Ижевск) был лично знаком.С системой УПГС-500 работал в ЭКСПАРКе.Побывал практически на всех экспедициях.Сама идея очень правильная и живучая,но к сожалению начала разрабатываться во времена развала Союза и финансирования не хватало.Подготовленные Сергей Инсаров и Валька Калинкин это все только для статьи.Управляли системами сами Пономаренко и Аникин.При определенной сноровки и практики могли положить груз "прямо под ноги".Я подобную систему опробывал применяя в странах где шли боевые действия.Выпрыгивая сразу за грузом и управляя практически с 20 метров приводил платформу в радиус парашютного круга для приземления.А система Феодосийцев так и не запущена в серию из-за недоработок технического характера и бюрократизма.Практически после гибели Аникина все заглохло.Есть материалы и фото,но где они,надо поискать.Кстати,самым слабым местом был механизм управления системой.У буржуев с этим получше,но как были они в грузовой тематике после нас,так и пока остались.
Чиф32351 пишет И с Пономаренко и с Лехой Аникиным,действительно к сожалению покойнм(автокатастрофа на дороге в Ижевск) был лично знаком.С системой УПГС-500 работал в ЭКСПАРКе.Побывал практически на всех экспедициях.Сама идея очень правильная и живучая,но к сожалению начала разрабатываться во времена развала Союза и финансирования не хватало.Подготовленные Сергей Инсаров и Валька Калинкин это все только для статьи.Управляли системами сами Пономаренко и Аникин.При определенной сноровки и практики могли положить груз "прямо под ноги".Я подобную систему опробывал применяя в странах где шли боевые действия.Выпрыгивая сразу за грузом и управляя практически с 20 метров приводил платформу в радиус парашютного круга для приземления.А система Феодосийцев так и не запущена в серию из-за недоработок технического характера и бюрократизма.Практически после гибели Аникина все заглохло.Есть материалы и фото,но где они,надо поискать.Кстати,самым слабым местом был механизм управления системой.У буржуев с этим получше,но как были они в грузовой тематике после нас,так и пока остались.
Приветствую,
Вот и рассуждай после этого о "роли личности в истории". Это я про Лешку..хороший парень был. Надеюсь что хоть кальку-то сохранили на Щелчке.
Чиф32351 пишет И с Пономаренко и с Лехой Аникиным,действительно к сожалению покойнм(автокатастрофа на дороге в Ижевск) был лично знаком.С системой УПГС-500 работал в ЭКСПАРКе.Побывал практически на всех экспедициях.Сама идея очень правильная и живучая,но к сожалению начала разрабатываться во времена развала Союза и финансирования не хватало.Подготовленные Сергей Инсаров и Валька Калинкин это все только для статьи.Управляли системами сами Пономаренко и Аникин.При определенной сноровки и практики могли положить груз "прямо под ноги".Я подобную систему опробывал применяя в странах где шли боевые действия.Выпрыгивая сразу за грузом и управляя практически с 20 метров приводил платформу в радиус парашютного круга для приземления.А система Феодосийцев так и не запущена в серию из-за недоработок технического характера и бюрократизма.Практически после гибели Аникина все заглохло.Есть материалы и фото,но где они,надо поискать.Кстати,самым слабым местом был механизм управления системой.У буржуев с этим получше,но как были они в грузовой тематике после нас,так и пока остались.
Действительно, мир тесен. Может быть по "Экспарку" приходилось пересекаться с Глаголевым, Есениным, Щёголевым?
Настоящий самоходчик не тот, который убил врага и погиб героем, а тот, на кого враги извели все боеприпасы и сами от отчаяния застрелились.
Помимо УПГС-500 было еще очень много, лично видел фотки. Лично видел в работе УПГС-100. А были даже 2-х, 3-х и даже 4-х куполные парашютные системы, в которых используются парашюты-крылья. Фотки обалденные!!!