Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Техподдержка
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Опрос посетителей
Первый военный парашютный десант в мире был:*






Парашютные десанты ВОВ были неудачными:*






Самый успешный парашютный десант 2-й мировой:*






  


Парашутки - парашютные шутки

Ветераны
Началось все с трагедии

Вскоре наш батальон определили, как десантируемый парашютным способом, пришлось делать переукладку парашютов: ночью, при минус 10, при свете фар «Уралов» и ураганном ветре. Меня, как хорошо знавшего технику, определили старшим группы в Ан-22 «Антей». Любопытно, что у меня, лейтенанта, целый подполковник был в подчинении! Согласно уставу, все войска обеспечения подчиняются десанту. И командир корабля, подполковник, тоже. Вот он мне и докладывал: «Товарищ лейтенант, самолет к вылету готов». Борт был загружен сверх всяких нормативов: семь боевых машин десанта разных модификаций. Между ними зашвартованы ящики с боеприпасами, сухими пайками...


Оружие и боевая техника


Броня "Крылатой пехоты": Десантный бронетранспортёр и его семейство

Как и БМД-1, БТР-Д стал уникальной машиной, практически не имеющей аналогов за рубежом. Правда, лет за десять до начала его разработки в США планировали создание семейства транспортно-боевых и специальных машин на шасси авиадесантной 90-мм самоходной пушки М56 «Скорпион», но эти планы не были реализованы.

Появление бронетранспортера десантного

Боевая машина десанта БМД-1 не только дала начало принципиально новому типу БТВТ, но и изменила облик советских ВДВ, придав им качественно новые возможности. С развитием средств вооруженной борьбы бой в тылу противника все более принимал общевойсковой характер с его динамизмом, пространственным размахом, быстрыми изменениями обстановки. Боевые машины десанта позволяли парашютно-десантным подразделениям вести такие боевые действия, но при ограниченной вместимости и грузоподъемности не могли решить проблему повышения мобильности частей десанта с противотанковыми и зенитными подразделениями, подразделениями управления и обеспечения. Возраставшие огневые возможности войск не позволяли обходиться здесь незащищенными автомобилями. Артиллерия ВДВ на механической (автомобильной) тяге также переставала соответствовать требованиям времени. Для повышения подвижности и защищенности массового воздушного десанта, использования разнообразного вооружения и средств управления в дополнение к БМД-1 требовалась более вместительная бронемашина. При этом сохранялись жесткие ограничения по массе и габаритам, возможности десантирования парашютным способом, подвижности и защищенности, равных БМД.
14 мая 1969 г. (всего через месяц после принятия на вооружение БМД-1) Военно-промышленная комиссия Совмина СССР приняла решение (подготовленное с участием НТК ВДВ) о создании опытных образцов бронетранспортера и комплекса командно-штабных машин для Воздушно-десантных войск. Речь шла о семействе десантных бронемашин различного назначения.

Работы над новым бронетранспортером начались в ОКБ Волгоградского тракторного завода под руководством А.В. Шабалина (сменившего ушедшего с завода И.В. Гавалова). В основу новой разработки положили принцип максимального использования узлов и агрегатов базовой машины и сохранение общей схемы компоновки БМД-1 (можно вспомнить, что на ВгТЗ уже проделали подобную трансформацию — создали гусеничный БТР-50 на базе танка ПТ-76). Долгие споры между заказчиком и исполнителем вызвало решение последнего увеличить длину корпуса машины. При сохранении длины БМД не удавалось существенно увеличить вместимость, разместить внутри корпуса необходимую аппаратуру, имущество, предназначенное к перевозке, или раненных на носилках. С другой стороны, увеличение габаритов машины затрудняло использование имеющихся парашютных платформ и ограничивало возможности размещения машины на платформе в фюзеляже использовавшегося тогда самолета Ан-12.
Продвижение работ над военно-транспортным самолетом Ил-76 и бесплатформенными парашютно-реактивными десантными системами позволило согласовать увеличение длины и массы десантного бронетранспортера, получившего обозначение «объект 925». Параллельно создавался и «гражданский» небронированный транспортер, известный как «транспортер 925Г».
В ходе его испытаний в условиях среднеазиатских пустынь и Заполярья была опробована и предложенная конструкторами удлиненная ходовая часть.
Плавающий десантный «объект 925» был представлен на Государственные испытания в середине 1973 г. После внесения ряда изменений по замечаниям заказчика он был рекомендован к принятию на вооружение, что и сделали в 1974 г. Машина получила обозначение БТР-Д (бронетранспортер десантный) и предназначалась для перевозки личного состава, эвакуации раненых, транспортировки вооружения, боеприпасов, горюче-смазочных материалов (ГСМ) и других военных грузов.
На парашютно-десантную роту на БМД приходится один БТР-Д, решающий в основном транспортные задачи. В инженерно-саперных подразделениях БТР-Д используются и для транспортировки инженерного имущества и боеприпасов.
БТР-Д перевозится самолетами военно-транспортной авиации и вертолетами. Десантирование БТР-Д может производится как посадочным способом, так и выброской на многокупольных или парашютно-реактивных системах. Самолеты Ан-12 могли взять на борт только по одному-два БТР-Д. Но в 1974 г. (в один год с принятием на вооружение БТР-Д) в части военно-транспортной авиации начал поступать новый военно-транспортный самолет Ил-76 с повышенными возможностями доставки грузов (вся номенклатура техники воздушно-десантной дивизии) на большие расстояния и их выброски.
Ил-76 поднимает на борт три БТР-Д со средствами десантирования, Ан-22 — четыре. Первоначально для десантирования БТР-Д, как и БМД-1, служили десантные платформы П-7 и П-7М с многокупольными парашютными системами. Позднее для десантирования БТР-Д и машин БТР-ЗД и БТР-РД с самолетов типа Ил-76 и Ан-22 появилась парашютно-реактивная система ПРСМ-925.
БМД, БТР-Д и машины на их базе могут перебрасываться и тяжелыми транспортными вертолетами. Вертолеты Ми-26 и Ми-6 берут на борт по одной машине.
Более подробно о конструкции БТР-Д и его модификациях будет рассказано в следующих номерах журнала.


Тактико-технические характеристики БТР-Д

Год начала выпуска

1974

Боевая масса, кг

8000+2,5%

Экипаж (десант), чел.

4 (10)

Высота (по крыше грузовой кабины), мм

1320-1670

Длина (по корпусу при опущенном волноотражательном щите), мм

5885

Ширина (по гусеницам), мм

2630

Клиренс, мм

100-450

Длина опорной поверхности, мм

3250

Пулеметы, количество х марка

2 х ПКТ

Калибр, мм

7,62

Боекомплект, патронов

2000

Двигатель, тип Быстроходный бескомпрессорный дизельный,
6-цилиндровый V-образный,
со струйным распыливанием топлива
и жидкостным охлаждением
- марка
- рабочий объем цилиндров, л
- мощность, кВт (л.с.)






5Д20-240
15,9
176 (240)

Удельная мощность, л.с./т

30,0

Силовая передача - главный фрикцион (двухдисковая муфта сухого трения);
- четырехскоростная механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на III и IV передачах;
- бортовые фрикционы (многодисковые сухого трения, с плавающими ленточными тормозами);
- планетарные соосные бортовые редукторы
Подвеска опорных катков

Индивидуальная гидропневматическая

Тип гусеничной цепи

Металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления

Число траков в гусеничной цепи

95

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

61

Средняя скорость по шоссе, км/ч

40-45

Средняя скорость по сухой грунтовой дороге, км/ч

30-35

Максимальная скорость на плаву (на переднем ходу), км/ч

9-10

Запас хода по шоссе, км

500

Запас хода по сухой грунтовой дороге, км

350

Общая емкость топливных баков, л

280

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

0,5

Прибор радиационной (химической) разведки ПРХР

ГО-27

Навигационная аппаратура

ГПК-59

Радиостанция, количество х марка

1хР123М или Р-173

Преодолеваемые препятствия:
- угол подъема, град
- угол крена, град
- ширина рва, м
- высота стенки, м
- угол входа с берега в воду, град
- угол выхода из воды на берег, град


32
18
2,5
0,7
до 35
до 25


Краткое техническое описание БТР-Д

БТР-Д представляет собой боевую бронированную гусеничную плавающую машину массой 8 т с грузоподъемностью 1400 кг, экипаж и десант составляют 14 человек. В передней части корпуса машины расположено отделение управления, в средней — десантное отделение (грузовая кабина), в кормовой — силовое (моторно-трансмиссионное) отделение. Сварной закрытый корпус выполнен из алюминиевого броневого сплава и обеспечивает уровень защиты, аналогичный БМД-1 (защита от 12,7-мм бронебойных пуль в лобовой проекции и круговая защита от 7,62-мм пуль). На верхнем лобовом листе перед приборами наблюдения механика-водителя установлена ребристая панель для улавливания свинцовых брызг и мелких осколков при попадании пуль (из-за чего ее иногда именуют «пулеотражателем» или даже «пулеулавливателем»). Башня с вооружением отсутствует, в средней части корпуса выполнена закрытая бронированная рубка. Для увеличения жесткости корпуса между отделением управления и средним отделением установлены два пиллерса (вертикальные стойки), днище корпуса, сваренное из нескольких листов, усилено тремя продольными зигами и пятью поперечными балками.

На опытном варианте БТР-Д в средней части рубки монтировалась поворотная башенка с дистанционно-управляемым 7,62-мм пулеметом, а в передней части корпуса оставался только правый курсовой пулемет. Командир, располагавшийся в левой части отделения управления, был освобожден от обязанностей пулеметчика (такую машину сегодня можно увидеть в Военно-историческом музее БТВТ в Кубинке). Однако установка пулемета над крышей затрудняла посадку-высадку десанта, ее боекомплект мешал размещению грузов внутри рубки, перезаряжание пулемета было неудобно. Огневая мощь 7,62-мм пулемета не уравновешивала этих недостатков, поэтому в серийной машине вернулись к прежнему варианту с двумя курсовыми пулеметами ПКТ в скулах передней части корпуса, а место командира вместе с радиостанцией переместилось в рубку.
Пулемет ПКТ (ПКТМ) крепится на раме с рукоятками управления и электроспуском, установка снабжена пружинным уравновешивающим устройством, рамкой для патронной коробки, гильзозвеньеотводом, бункером для сбора гильз и звеньев ленты. Углы обстрела установки по горизонтали 21 град, по вертикали — от -3 до +7 град, прицельная дальность стрельбы — до 1000 м. Компоновка передней части корпуса осталась той же, что и у БМД-1, что было выгодно с точки зрения производства. Боекомплект пулеметов — 2000 патронов — размещен в восьми патронных коробках с лентами по 250 патронов: пять коробок закреплены в отделении управления на правом и левом бортах, одна — справа от левого пулеметчика и две коробки — на курсовых пулеметных установках.
Гранаты Ф-1 боекомплекта укладываются в двух сумках по пять штук, закрепленных на кронштейне укладки патронной коробки, расположенной слева от механика-водителя.
Для стрельбы из автоматов десанта БТР-Д имеет пять амбразур с броневыми заслонками и шаровыми опорами (по две в бортах и одна в кормовом десантном люке). Возможности стрельбы через амбразуры из ручного пулемета РПКС в БТР-Д, как и в БМД, нет.
В среднем отделении размещены укладки для двух ручных противотанковых гранатометов (РПГ-16 или РПГ-7Д) и выстрелов к ним, двух ручных пулеметов (РПКС) и двух переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) типа «Стрела-2» или «Игла». Один РПГ закрепляется в нише на левом и правом передних пиллерсах, другой — на левой нише у перегородки силового отделения. 21 выстрел к гранатометам размещается в шести двухместных и трех трехместных сумках-укладках, из которых две трехместные и три двухместные укладки находятся на левом борту среднего отделения, одна трехместная и три двухместные укладки — на правой нише среднего отделения. Один ручной пулемет размещается в укладке на левом переднем пиллерсе, другой закрепляется на нише левого борта в среднем отделении. Пять снаряженных магазинов к ручным пулеметам размещаются в укладке, находящейся на нижнем лобовом листе слева от места механика-водителя. Автоматы экипажа закрепляются: один в укладке на левом переднем пиллерсе, а другой — на нише левого борта. Остальные автоматы находятся при десантниках. Снаряженные магазины к автоматам укладываются в четыре сумки — по две сумки на правом и левом борту среднего отделения. Патроны к 26-мм сигнальному пистолету уложены в четыре сумки (по пять штук) — по две на левом и правом бортах среднего отделения. Также на правом и левом бортах среднего отделения имеются укладки для двух ракет ПЗРК. Укладка состоит из трех кронштейнов, два из которых служат для закрепления транспортно-пускового контейнера ракеты, а третий (переносной) — для поддержания источника питания. Кронштейн для поддержания источника питания должен переставляться в зависимости от того, ракета какого комплекса укладывается на кронштейны.
В отделении управления по оси корпуса расположено сиденье механика-водителя (имеет возможность продольного перемещения), по бокам от него — сиденья двух пулеметчиков. На рабочем месте механика-водителя смонтированы рычаги и педали управления (кулиса с рычагом переключения передач, рычаг реверса, рычаг включения водометных движителей, рычаги управления бортовыми фрикционами с тормозами, рычаги управления заслонками водометных движителей, педаль и рукоятка для управления топливным насосом, педаль остановочных тормозов), органы управления подвеской и механизмами натяжения гусениц, привод управления волноотражательным щитом, щиток с контрольно-измерительными приборами, распределительный щиток. За спинкой сиденья механика-водителя на стенке, отгораживающей отделение управления от среднего отделения, крепится в нерабочем положении защитный колпак механика-водителя. При необходимости этот колпак устанавливается на люк механика-водителя, для вождения в зимнее время имеет обогреватель переднего стекла.
В крыше отделения управления выполнен люк механика-водителя, перед которым смонтированы три призменных прибора ТНПО-170 (ТНПО-170А). Центральный прибор наблюдения имеет систему воздушно-жидкостной очистки, при необходимости заменяется обогреваемым перископом ТНП-350Б с перископичностью 350 мм (для наблюдения поверх волноотражательного щита при движении на плаву) или ночным бесподстветным прибором наблюдения ТВНЕ-4Б (для ночного вождения). Прибор ТВНЕ-4Б — усилительного типа, бинокулярный, перископический, может работать при естественной освещенности (пассивный режим) или с подсветкой фарой ФГ-125 с ИК-фильтром (активный режим). Перед пулеметчиками установлены поворотные перископические приборы прицеливания и наблюдения ТНПП-220А с прицельной сеткой в ветви прицела (увеличение ветви прицела — 1,5х). Электрообогрев входных и выходных окон приборов устраняет их запотевание или обледенение.
В среднем отделении впереди находится место командира машины с сиденьем, регулируемым по высоте и перемещаемым вдоль оси БТР-Д. В рубке могут размещаться десантники (на восьми складывающихся быстросъемных сиденьях — по три в ряд с каждого борта и одно сдвоенное сиденье заднего ряда), груз (ящики с боеприпасами, тара с ГСМ, продовольствием и другими грузами) или четверо раненных на носилках. При перевозке грузов сиденья десантников снимаются. Для крепления грузов и санитарных носилок в отделении имеются специальные узлы. В крыше рубки в передней части установлена вращающаяся командирская башенка с двумя обогреваемыми приборами наблюдения ТНПО-170А, комбинированным прибором наблюдения ТКН-3Б и осветителем инфракрасного света ОУ-3ГА2 (или ОУ-3ГА2М, электрическая фара с ИК-фильтром). Прибор ТКН-3Б — бинокулярный перископический усилительного типа, обеспечивает 5-кратное увеличение в дневной и 4,2-кратное в ночной ветвях. Дальность видения бортовой проекции танка ночью с осветителем составляет 400 м, лобовой проекции - 300 м. Командирская башенка вращается на шаровом погоне, имеет люк с откидной крышкой, для измерения угла поворота относительно корпуса БТР-Д снабжена неподвижным кольцевым лимбом и подвижным нониусом. В передней стенке рубки выполнены два световых окна с поднимаемыми броневыми крышками. В случае необходимости можно поднять стекла этих люков для стрельбы из оружия десанта. Позади башенки в крыше рубки выполнены два люка для посадки и высадки десанта. Кормовой десантный люк остался таким же, как на БМД-1. Над установками вооружения смонтированы приборы наблюдения ТНПО-170 (в бортах) и МК-4С (в крышке кормового люка).
Силовое отделение отделено от среднего перегородкой. В силовом отделении размещены: дизельный двигатель 5Д20-240 с обеспечивающими системами, агрегаты силовой передачи, гидравлической системы изменения клиренса и натяжения гусениц, водометные движители, два водооткачивающих насоса (производительность одного насоса — 60 л/мин), оборудование системы дымопуска (термодымовая аппаратура), вытяжной вентилятор и вентилятор охлаждения генератора.
Двигатель развивает мощность 240 л.с. при 2400 об./мин. Это дает высокое значение удельной мощности — 30 л.с./т при полной комплектации машины (для сравнения, у танка Т-80У — 27,2, у БМП-2 — 21,5 л.с./т). Эксплуатационная частота вращения коленвала — 1400—2400 об./мин, максимальный крутящий момент при 1400—1500 об./мин — 95 кгс•м.
Средний расход топлива — до 60 л на 100 км по шоссе и до 85 л на сухой грунтовой дороге. Топливо размещено в нескольких баках в силовом отделении — правый верхний топливный бак вмещает 50 л, правый нижний — 110 л, левый бак — 120 л. Топливный насос — центробежный с электроприводом. Система охлаждения двигателя — жидкостная закрытая, с пластинчато-трубчатым радиатором, центробежным водяным насосом и эжекционным прососом охлаждающего воздуха через радиатор. Теплая жидкость системы охлаждения двигателя используется для обогрева среднего отделения. От попадания воды на плаву двигатель защищает рычажно-клапанный механизм с автоматическим управлением. Запуск двигателя производится электростартером С5-2С или сжатым воздухом от компрессора АК-150 МКВ. Система смазки двигателя комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Имеется форсуночный подогреватель.
Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и бортовые фрикционы с тормозами объединены в силовой блок, установленный на трех опорах. Коробка передач — механическая четырехвальная, с постоянным зацеплением зубьев шестерен. По днищу среднего и силового отделений проходят тяги приводов управления, проложены трубопроводы и установлены агрегаты гидросистемы, прикрытые листами пола. Над крышей силового отделения расположены поворотная воздухозаборная труба системы воздухоочистки двигателя (поворачивается в вертикальное положении при преодолении водных преград, рукоятка управления трубой расположена в среднем отделении), клапаны системы водооткачки и вентилятора.
Соответственно увеличению длины корпуса удлинена на один каток ходовая часть — на каждый борт установлено шесть опорных и пять поддерживающих катков. Конструкция гусениц, катков и узлы подвески аналогичны БМД и менялись по ходу производства. Симметричный профиль зубьев ведущих колес позволяет переставлять их с одного борта на другой. Каждый опорный и поддерживающий каток установлен на своей оси на двух шарикоподшипниках. Направляющее колесо посажено на ось кривошипа механизма натяжения гусеницы на двух роликоподшипниках. На БТР-Д использованы штампованные траки гусениц с приваренным клыком фигурной формы, позволявшей надежно крепить к гусенице тросами бревно для самовытаскивания. Спереди и сзади гусеницы прикрыты резиновыми грязевыми щитками.

Средства связи БТР-Д, как и приборы наблюдения, унифицированы с базовой машиной — радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124. УКВ-радиостанция Р-123М (мощность передатчика — 20 Вт) с амортизационной рамой установлена перед сиденьем командира под командирской башенкой. На среднепересеченной местности при работе на штыревую антенну высотой 4 м и скорости движения до 40 км/ч радиостанция обеспечивает телефонную связь на дальности не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном подавителе. При высоте антенны 1 м дальность связи сокращается до 8 км. Вывод антенны выполнен в крыше силового отделения перед левым эжектором. ТПУ включает аппарат командира, три аппарата в отделении управления и еще один на левом борту среднего отделения у перегородки силового отделения.
Для вождения в условиях, когда ориентирование затруднено, машина оснащена навигационным прибором (гирополукомпасом) ГПК-59. Электрическая бортовая сеть выполнена по однопроводной схеме, напряжение сети — 22-24 В, имеются генератор ВГ-7500Н мощностью 5 кВт и аккумуляторная батарея емкостью 70 А-ч.
Снаружи на корпусе установлены фары (ФГ-127 со светомаскировкой, ФГ-125 слева и справа на передних бортовых листах), звуковой сигнал С-314Г, габаритные фонари, откидной волноотражательный щит, поручни, заслонки водометных движителей, антенна радиостанции, узлы крепления звеньев подвесной системы средств авиадесантирования, оборудование для крепления при транспортировке воздушным и железнодорожным транспортом, буксирные крюки (по два спереди и сзади), тягово-сцепное устройство, два ящика с ЗИП (часть ЗИП перевозится внутри корпуса). Кроме того, снаружи машины уложены брезент, лом, лопата, кувалда, буй.
В термодымовой аппаратуре в качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Продолжительность непрерывного дымопуска - до 10 мин.

Средства защиты экипажа и десанта БТР-Д от оружия массового поражения включают: прибор радиационной и химической разведки ГО-27 (комплект аппаратуры ПРХР размещен в отделении управления), коммутационный блок, фильтронагнетающее устройство (ФНУ), узлы герметизации, механизм остановки двигателя, дегазационный комплект ТДП (в укладке в задней части среднего отделения слева). ФНУ предназначена для очистки воздуха и создания избыточного давления, смонтирована в среднем отделении, клапан ФНУ с защитным грибком расположен на крыше корпуса у правого борта. Средства защиты от ОМП срабатывают автоматически по сигналу ПРХР иди при нажатии одной из кнопок на коммутационном блоке. В среднем отделении находятся автомат и баллон с хладоном системы противопожарного оборудования (ППО), центробежный вентилятор с системой трубопроводов и отопителем. Четыре термодатчика ППО установлены в наиболее пожароопасных местах — по одному перед двигателем и над двигателем, два на нижнем кормовом листе. Включается ППО автоматически от датчиков или вручную кнопкой, хладон по трубопроводам с распылителями подается к источнику пожара.

Стоит описать подготовку БТР-Д для транспортировки раненных и грузов. Используются только детали и приспособления из комплекта БТР-Д. Комплект для перевозки раненных состоит из несъемной (постоянно установленной на машине) и съемной частей. Для размещения четырех раненных на санитарных носилках в среднем отделении снимаются по три сиденья правого и левого бортовых рядов и сдвоенное сиденье заднего ряда, одно из снятых сидений устанавливается в пазы кронштейна среднего ряда у перегородки силового отделения. Далее в пазы гнезд устанавливаются кронштейны для носилок и крепятся стопорами. Гнезда под кронштейны расположены на подкрылках и на полу среднего отделения машины, причем два кронштейна с хомутами монтируются в гнезда, имеющиеся на подкрылках у перегородки силового отделения. Носилки располагаются в два яруса вдоль правого и левого бортов. Ручки носилок верхнего яруса с одной стороны закрепляются в кронштейнах, а с другой подвешиваются на ремнях и фиксируются от перемещения с помощью оттяжных ремней и хомутов кронштейнов. Носилки нижнего яруса закрепляются своей передней частью в кронштейнах на полу, а задние ножки этих носилок устанавливаются в гнезда листов пола. Ручки носилок нижнего яруса, обращенные к перегородке, закрепляются ремнями. На неснятых сиденьях среднего ряда размещаются легкораненые и медперсонал.
Перевозимый груз могут составить двенадцать ящиков с боеприпасами или две 200-литровые бочки с ГСМ. В среднем отделении БТР-Д демонтируются все сиденья кроме трех сиденьев переднего ряда и устанавливаются два ограничителя на днище отделения, после чего крепежные цепи подсоединяются к кронштейнам, расположенным на левом борту. К левым и правым концам ограничителей подсоединяются две стойки, которые закрепляются при помощи цепей. На ограничители укладываются 12 ящиков с боеприпасами в три ряда, при этом планки ящиков нижнего яруса должны входить в пазы ограничителей. На углах ящиков верхнего яруса монтируются предохранительные уголки, через кольца которых пропускаются цепи. Закрепленные цепи при помощи муфт стяжек натягиваются и фиксируют ящики от перемещения.
Погрузка бочек с горючим и смазочными материалами производится при минимальном клиренсе. Сиденья среднего отделения снимаются в таком же порядке, как и при перевозке ящиков с боеприпасами. Далее на машину устанавливаются две аппарели. Основание каждой аппарели закрепляется на полу среднего отделения четырьмя специальными болтами. Затем концы цепей, имеющих кольцо, закрепляются за кронштейны, находящиеся слева и справа на входе в среднее отделение через кормовой люк, после чего свободные концы цепей расстилаются на грунте и на них накатывают бочку. Экипаж БТР-Д, находясь на крыше машины, затягивает за свободные концы цепей бочки на крышу и закатывает бочку по наклонной части аппарелей на их основание до соприкосновения с упорами аппарелей. Аналогично происходит погрузка второй бочки, после чего свободные концы обеих крепежных цепей поверх бочек соединяются с крючками стяжек на кронштейнах впереди бочек и натягиваются стяжками. Выгрузка из машины осуществляется с помощью цепей аналогичным способом, но в обратной последовательности.

Семейство боевых и специальных машин на базе БТР-Д

На шасси БТР-Д разработали семейство машин различного назначения, поступивших в минометные батареи, артиллерийские, противотанковые и зенитные дивизионы, штабные, медицинские и другие подразделения Воздушно-десантных войск.

В звено полк-бригада в 1975 г. на вооружение поступила БМД-1КШ «Сорока». Для размещения в корпусе дополнительного оборудования изъяли курсовые пулеметные установки, амбразур для стрельбы из автоматов в корпусе также нет. Рядом с люком механика-водителя появились люки для посадки офицеров, перенесенные с крыши среднего отделения. Командирскую башенку сдвинули назад и сместили к левому борту. В лобовом листе броневой рубки среднего отделения выполнены три световых окна с бронекрышками (как на опытном «объекте 925») для улучшения условий работы офицеров штаба.
«Сороку» оснастили двумя радиостанциями Р-123 (Р-123М), двумя Р-111, радиостанцией КВ диапазона Р-130 (дальность связи до 50 км при работе на 4-м штыревую антенну, для увеличения дальности можно использовать радиомачту). УКВ станции Р-123М и
Р-111 имеют возможность автоматической настройки любых четырех заранее подготовленных (фиксированных) частот. Радиостанции могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот. Снаружи на корпусе размещены складные антенные устройства. Для питания оборудования установлен автономный бензоэлектрический агрегат АБ-0,5-П/30. Имеются два съемных столика для работы офицеров штаба.
Машина дальней радиосвязи БМД-1Р оборудована радиостанцией УКВ-КВ диапазона средней мощности Р-161А2М, обеспечивающей связь на дальность до 2000 км на стоянке. Необходимость дальней радиосвязи для десанта в тылу противника очевидна.

На шасси БТР-Д смонтирована станция космической (спутниковой) связи Р-440 ОДБ «Кристалл-БД». Эта станция, поступившая на вооружение в 1989 г., включена в единую систему спутниковой связи Министерства обороны, функционирует через ретрансляторы связи космических аппаратов, расположенных на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Ее складная направленная антенна установлена на крыше среднего отделения БТР-Д. Позже была принята станция Р-440 ОДБМ.

Превращение БТР-Д в санитарный (для использования в медицинской роте) и грузовой варианты описано выше.
В 1979 г. бронетранспортеры БТР-Д подверглись первой небольшой модернизации — их оснастили системой 902Г «Туча» для дистанционной установки дымовых завес. На задней наклонной стенке среднего отделения были установлены два кронштейна для четырех (по два с каждого борта) 81-мм нарезных гранатометов. Пульт управления системы пуска дымовых гранат разместили в отделении управления с левой стороны от левого прибора наблюдения механика-водителя. Стрельба ведется дымовыми гранатами 3Д6 со временем эффективного дымообразования 60—130 с. Дальность постановки дымовой завесы — 300 м, ширина фронта завесы — 60 м.
Разумеется, изучался вопрос и о самоходном орудии непосредственной огневой поддержки десантных подразделений. Первоначально на шасси БМД-1 выполнили 122-мм самоходную гаубицу 2С2 «Фиалка» и 120-мм миномет 2С8 «Ландыш». Но из-за перегрузки ходовой части на вооружение их не приняли. В 1975 г. началась разработка принципиально нового универсального самоходного артиллерийского орудия (САО). В ЦНИИ Точмаш (г. Климовск) провели проработку нового комплекса «орудие—выстрел».

ЦНИИ Точмаш, ГНПО «Базальт» (г. Москва) и «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) в кооперации разработали 120-мм орудие 2А51 «Нона». Орудие установили в поворотной башне на шасси «объект 926», созданное на базе БТР-Д. САО, поступившее на вооружение в 1981 г., получило название «Нона-С» и индекс 2С9. Так появилось уникальное самоходное орудие, способное решать задачи гаубицы, миномета и в какой-то мере противотанковой пушки. Для размещения в корпусе боекомплекта курсовые пулеметные установки убрали. Максимальная дальность стрельбы «Ноны» обычным осколочно-фугасным снарядом составляет 8,89 км (активно-реактивным — до 13,1 км), минимальная — 1,7 км, миной — соответственно 7,1 и 0,43 км. Скорострельность — от 4 до 10 выстр./мин. Подробно о самоходном орудии 2С9 «Нона-С», ставшем основой артиллерии ВДВ, будет рассказано в следующих номерах журнала «Техника и вооружение».
Параллельно с созданием САО велись опытно-конструкторские работы по командной машине управления самоходной артиллерийской батареи (именуемой иначе пунктом разведки и управления огнем артиллерии) и самоходному противотанковому ракетному комплексу. Таким образом, почти всю артиллерию воздушно-десантной дивизии обновляли и переводили на шасси БТР-Д.

Пункт разведки и управления огнем батареи орудий 2С9 был разработан во ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров) под шифром «Реостат» и поступил на вооружение в 1982 г, получив индекс 1В119. Машина имеет экипаж 5 человек, оснащена РЛС разведки наземных целей 1РЛ133-1 (дальность обнаружения до 14 км), лазерным дальномером ДАК-2 («дальномер артиллерийский квантовый», дальность действия до 8 км), артиллерийской буссолью ПАБ-2АМ, дневными прибором наблюдения ПВ-1, прибором ночного видения ННП-21, аппаратурой топопривязки 1Т121-1, прибором управления огнем ПУО-9М, бортовой ЭВМ, двумя УКВ радиостанциями Р-123М, одной Р-107М, переговорным устройством. Экипаж размещается в увеличенной рубке, приборы установлены во вращающейся башенке и прикрыты откидными крышками. В машине может перевозиться ПЗРК, три РПГ типа «Муха». Сбоку от кормового десантного люка установлены нарезные дымовые гранатометы. Машины 1В119, как и базовый БТР-Д, поставлялись в разведывательные роты (для ведения оптической и радиолокационной разведки).
В 2006 г. намечалось поступление на вооружение ВДВ нескольких экземпляров новой машины разведки и управления огнем артиллерии 1В119-1 «Реостат-1» с усовершенствованной аппаратурой разведки, связи и управления, новым программным обеспечением. Машина обеспечивает наряду с разведкой автоматизированное определение координат целей и разрывов своих снарядов днем и ночью, пристрелку целей, наблюдение за полем боя, стрельбу корректируемыми (управляемыми) боеприпасами и оценку результатов. Для применения батареями орудий «Нона» управляемых снарядов «Китолов-2» машину «Реостат-1» оснастили лазерным целеуказателем-дальномером 1Д22. Дальность «подсветки» цели типа «танк» лазерным лучом — от 300 до 7000 м, диапазон измерения дальности до целей — от 120 до 20000 м с погрешностью измерения не более 10 м.

В качестве истребителя танков служит разработанный в 1979 г. Волгоградским тракторным заводом и принятый на вооружение в 1983 г. БТР-РД (шифр «Робот» или «Робот-1»). Под крышей рубки машины крепится подъемная пусковая установка ПТУР «Конкурс» (конструкции тульского ЦКБ-14) с дальностью стрельбы от 75 до 4000 м. Наведение ПТУР на цель — полуавтоматическое, по водостойкой проводной линии связи (масса провода для стрельбы на 4000 м — 740 г), скорострельность — два пуска в минуту. Средняя скорость полета ракеты — 208 м/с. Масса ракеты 9М113 в транспортно-пусковом контейнере — 25,2 кг, диаметр — 125 мм, бронепробиваемость по нормали — 500 мм. Боекомплект составляет 12 ПТУР. Может устанавливаться ночной прицел. Пуском ПТУР оператор может управлять с выносного пульта. Кроме того, в машине перевозится переносной ПТРК «Фагот» (масса ПТРК — 21 кг) с боекомплектом 12 ПТУР. Этот ПТРК может вести стрельбу непосредственно с машины или с грунта с пусковой установки 9П135М. Кроме основного полуавтоматического в комплексах «Конкурс» и «Фагот» предусмотрен резервный режим ручного наведения, используемый в условиях применения противником оптических помех для срыва автоматического сопровождения ракеты по бортовому источнику света. «Робот» имеет массу 8 т, экипаж 6 человек, скорость до 60 км/ч. Сохранены два курсовых пулемета ПКТ. В артиллерийском полку воздушно-десантной дивизии БТР-РД пришел на смену самоходной установке СУ-85 и 85-мм пушке СД-44.

БТР-ЗД (шифр «Скрежет»), поступивший на вооружение в 1984 г., представляет собой транспортер переносных зенитных ракетных комплексов. Внутри корпуса разместили две многоярусные укладки для 20 ПЗРК типа «Стрела-2М» (9К32М), «Стрела-3» (9К34) или «Игла-1» (9К310). Все эти комплексы разработаны в КБ Машиностроения (г. Коломна), производство вел Завод им. В.А. Дегтярева (г. Ковров). Все ПЗРК включают ЗУР с тепловыми пассивными головками самонаведения, пуск производится с плеча оператора.
Необходимо отметить, что для основного зенитного средства ВДВ — 23-мм спаренной автоматической зенитной установки ЗУ-23-2 — штатным транспортером служил автомобиль ГАЗ-66 в десантном варианте. Но на практике для транспортировки ЗУ-23-2 стали использовать БТР-Д. Поначалу предполагалось, что БТР-Д станет для буксируемой колесной ЗУ-23-2 тягачом-транспортером. Однако на учениях десантники начали устанавливать ЗУ-23-2 прямо на плоскую крышу корпуса и даже вели огонь по условным целям — сначала на переправах, затем и в других видах боя. Так, несмотря на возражения представителей завода-изготовителя машин, появилась зенитная самоходная установка с ЗУ-23, смонтированной открыто на крыше и способной вести огонь как с шасси, так и с грунта. Разумеется, десантирование БТР-Д с ЗУ-23-2 производится раздельно. Совместное десантирование исключено, в том числе из-за того, что установка ЗУ-23-2 занимает место для площадки с блоками многокупольной или парашютно-реактивной системы.
По-своему «узаконили» самодельные зенитные самоходные установки боевые действия в Афганистане и в Чечне, где выброски в район боевых действий не производилось, машины двигались туда своим ходом, использовались для сопровождения колонн.
ЗУ-23-2 устанавливается на крыше бронетранспортера на деревянных подставках и закрепляется с помощью тросовых растяжек. Впрочем, встречаются и другие «самоделки». Так, в Псковской воздушно-десантной дивизии ЗУ-23-2 установили на крыше среднего отделения, а в Тульской дивизии разместили над силовым отделением. Надо отметить, что «псковский» вариант выглядит лучше, поскольку дополнительная нагрузка расположена в зоне грузовой кабины БТР-Д, где предусмотрено крепление груза в полторы тонны. «Тульский» же вариант заметно увеличивает нагрузку на задние катки, и без того нагруженные. Тем не менее «симбиозы» ЗУ-23-2 и БТР-Д в целом показали себя как грозное и эффективное оружие. Появился и заводской вариант установки с более прочным креплением ЗУ-23-2 на корпусе, а также с бронезащитой расчета ЗУ.
Досягаемость ЗУ-23-2 по дальности — 2500 м, по высоте — 2000 м, темп стрельбы — 2000 выстр./мин. Эту зенитную установку принято относить к устаревшим орудиям, но за счет установки оптико-электронной системы с лазерным дальномером и телевизионным каналом, цифрового баллистического вычислителя, автомата сопровождения цели, нового коллиматорного прицела, электромеханических приводов наведения ее эффективность надеются повысить, обеспечив всесуточночть и всепогодность применения по низколетящим целям.
С середины 1980-х гг. на БТР-Д и машинах, созданных на его базе, вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М устанавливают средства связи нового, третьего поколения — УКВ радиостанции Р-173 и радиоприемники Р-173П на полупроводниковых комплектующих. При работе на штыревую антенну высотой 3 м радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную связь подвижных объектов на среднепересеченной местности на любой из десяти заранее подготовленных (фиксированных) частот на 15—20 км. Станция имеет подавитель импульсных помех, цифровой канал, набор фиксированных частот). Кроме того, машины оснастили новым переговорным устройством (ТПУ) Р-174.

В том же 1984 г. на базе БТР-Д была создана 8-тонная десантная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д в качестве подвижного средства технического обеспечения в боевых условиях подразделений, на вооружении которых находились БМД-1, БМД-2 и машины на их базе. Серийное производство БРЭМ-Д смогли поставить только в 1989 г. Машина предназначена для эвакуации поврежденных БМД и образцов, созданных на их базе, из зоны действия огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявших объектов и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании БМД в полевых условиях. Экипаж — 3 человека: место механика-водителя находится в центре отделения управления, слева от него размещается специалист по электрооборудованию, а за ним — командир машины. Сиденье справа от механика-водителя является запасным. БРЭМ-Д оснащена грузоподъемной крановой стрелой, тяговой лебедкой с длиной троса до 100 м и усилием на тросе 3,5—4 тс, блоками полиспастов, буксирным приспособлением, электросварочным оборудованием с длиной кабелей 10м. Складывающаяся крановая стрела с вылетом 2 м размещена на верхней части корпуса, имеет привод от гидравлической системы базовой машины, поворачивается на 150о, в походном положении укладывается вдоль левого борта, для десантирования складывается пополам на крыше. Привод крана — от гидросистемы базового шасси, при неработающем двигателе можно использовать насос с ручным приводом. Полиспаст дает стреле грузоподъемность в 1000, 1500 и 3000 кгс, соответственно при подвеске крюка на две, четыре и шесть ветвей (с креплением растяжек к корпусу). В последнем случае можно производить полуподъем ремонтируемой или эвакуируемой машины за борт, нос или корму. Перед грузоподъемом подвеска БРЭМ-Д блокируется.
Машина оснащена сошником-бульдозером в передней части корпуса для закрепления на месте при работе тяговой лебедкой и проведения земляных работ, комплектом инструмента и приспособлений для ремонта БМД, несет ящики с комплектом запасных частей. Комплект такелажного оборудования позволяет увеличивать усилие на тросе лебедки до 12 тс и вытаскивать машины БМД-1 или БМД-2, имеющие среднее застревание. Полужесткое буксирное приспособление размещено на кормовом листе корпуса и состоит из двух телескопических штанг с внутренней амортизацией. Источником питания для электросварочного оборудования является штатный генератор ВГ-7500. Сварка алюминиевых сплавов осуществляется специальными электродами. Вооружение БРЭМ-Д — курсовой ПКТ с боекомплектом 1000 патронов. Имеются четыре дымовых гранатомета, радиостанция, ТПУ. БРЭМ-Д вместе с обычными БТР-Д вошла в штат ремонтных рот.

На шасси БТР-Д выполнена также пусковая установка и наземный пункт дистанционного управления дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) «Пчела-1» комплекса «Строй-П», также требующего отдельного рассказа. Укажем только, что комплекс предназначен для телевизионного или инфракрасного наблюдения за полем боя и целями в реальном масштабе времени на ударениях до 50 км от места старта ДПЛА. Государственные испытания этого комплекса, рассчитанного на применение воздушно-десантными соединениями, закончились в 1990 г.

Таким образом, уже через пять лет после принятия на вооружение БМД-1 появились десантный БТР и КШМ, а всего в течение полутора десятков лет (с 1969 по 1984 г.) на вооружение ВДВ поступило обширное семейство бронемашин, включающее более 15 модификаций с единой силовой установкой, трансмиссией, агрегатами и узлами ходовой части, приборами наблюдения, аппаратурой связи и т.п. Номенклатура этого семейства обеспечивает десанту возможность автономного ведения активных боевых действий в тылу противника в течение длительного времени.
Предложено несколько вариантов довооружения БТР-Д, явно порожденных опытом локальных конфликтов на территории бывшего СССР. Речь идет о сочетании автоматического гранатомета и единого либо крупнокалиберного пулемета — типов коллективного автоматического оружия, заслуживших в этих конфликтах признание войск. В одном из вариантов на вертлюжных установках на крыше корпуса установлены 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» перед левым верхним десантным люком и 7,62-мм пулемет ПКМ (или ПКМБ) — перед правым. АГ-17 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М на дальности до 1730 м, темп стрельбы — переключаемый, от 50—100 до 420 выстр./мин, емкость ленты — 29 выстрелов. Пулемет ПКМ выполнен под патрон 7,62х54R, имеет сменный ствол, темп стрельбы 650 выстр./мин, боевую скорострельность до 250 выстр./мин, прицельную дальность стрельбы до 1500 м, емкость ленты — 100, 200 или 250 патронов.
Другой вариант дополнительного вооружения БТР-Д, представленный в 2006 г., включает продукцию Завода им. В.А. Дегтярева (г. Ковров) — 12,7-мм пулемет «Корд» перед левым десантным люком и 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 — перед правым. АГС-30 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М и ВОГ-30 с темпом 400 выстр./мин на дальности до 1700 м. Темп стрельбы пулемета «Корд» (патрон 12,7х107 ДШК) — около 600 выстр./мин, прицельная дальность — до 2000 м. Если вертлюжная установка гранатомета выполнена на крыше рубки, то кронштейн под вертлюг пулемета (видимо, в силу его длины) приварен к бронекрышке левого светового окна, что не очень надежно. Стрельба из пулемета с большими углами возвышения весьма затруднительна. Характерно, что «Корд» крепится на вертлюг вместе со станком 6Т19 (с сошкой), а АГС-30 — с верхней частью станка, т.е. оба образца могут быть быстро сняты для ведения огня с грунта.
Представлен и новый вариант БТР-РД, вооруженный ПТРК «Корнет». В этом комплексе, разработанном в КБ Приборостроения (г. Тула), реализован принцип прямой атаки цели во фронтальную проекцию с полуавтоматической системой управления и наведения по прямому лазерному лучу. ПТУР оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, способной поразить большинство современных основных танков (бронепробиваемость по нормали — до 1200 мм гомогенной стальной брони), в том числе имеющие динамическую защиту. Калибр ПТУР — 152 мм, масса ПТУР с ТПК — 29,0 кг, длина ПТУР с ТПК — 1210 мм. Кроме дневного прицела-прибора наведения 1П45М (1П45М-1) ПТРК может оснащаться тепловизионным прицелом 1ПН80 («Корнет-ТП», дальность обнаружения цели типа танк до 5000 м, распознавания до 3500 м), позволяющими вести стрельбу в различных условиях. Лазерный канал наведения способствовал увеличению максимальной дальности стрельбы в 1,5 раза, по сравнению с близким по классу ПТРК второго поколения «Конкурс-М». Максимальная дальность стрельбы ПТРК «Корнет» составляет 5500 м днем и 3500 м ночью, минимальная дальность — 100 м. Техническая скорострельность — 2—3 выстр./мин.
Стоит упомянуть и «гражданские» модификации машины. Упомянутый уже «объект 925Г» производства ВгТЗ, создававшийся параллельно с «объектом 925», предназначен для перевозки людей и доставки грузов в условиях бездорожья. По габаритам, массе (8 т), вместимости (14 чел.) и грузоподъемности (1400 кг) он аналогичен БТР-Д, имеет те же ходовые качества и авиатраспортабельность. Погрузка людей и грузов производится при минимальном клиренсе с использованием аппарелей, входящих в комплект машины (по типу БТР-Д).
В рамках конверсионной программы на базе БТР-Д создали 10-местную плавающую транспортную машину «Исеть-1» для перевозки ремонтных бригад и грузов в труднодоступные районы, а также для буксировки транспортной техники. Масса машины — те же 8 т. БТР-Д переделывались в транспортные машины на 144-м бронетанковом ремонтном заводе в Екатеринбурге.

Об опыте боевого применения

Судьба машин семейства БМД-БТР-Д сложилась так, что по своему прямому назначению они не использовались. В боевых десантах они не разу не применялись, но, будучи штатными машинами частей ВДВ, работали в качестве «обычных» БМП и БТР. Во времена, когда создавались БМД и БТР-Д, предполагались войны и военные конфликты, в ходе которых друг другу будут противостоять сверхдержавы, а боевые действия будут одновременно разворачиваться на больших пространствах. Бронемашины десанта разрабатывались отнюдь не для прорыва подготовленной обороны противника или поддержки десантников в позиционных, по сути, боях, а для внезапной и стремительной атаки объектов в тылу противника, ведения дерзких рейдов и уничтожения вновь выявленных объектов.
Однако на рубеже XX и XXI веков на первый план вышли локальные конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, антитеррористические операции, борьба с наркомафией и пиратством, охрана границ и стратегических объектов, требующие немедленной переброски частей и соединений в район конфликта. Связанные с этим события разворачиваются в труднодоступных районах горной местности, в пустынях, на побережье. Как правило, в них задействовано местное население, которое запугано либо враждебно настроено к войскам и обеспечивает поддержку бандформированиям. Противник действует небольшими группами, которые хорошо вооружены (в том числе легкими противотанковыми средствами), отлично знают местность, располагают разветвленной сетью баз и укрытий. Очевидно, что эффективно противостоять такому противнику и в таких условиях могут только универсальные подразделения, приспособленные для самостоятельных действий, усиленные комплексом легкой авиатранспортабельной техники повышенной проходимости, обладающей достаточной огневой мощью. И такую технику наши десантники применяют уже более тридцати лет.
И в Дагестане, и в Чечне БМД и БТР-Д оставались настоящими «рабочими лошадками» ВДВ. По критерию «экономичность—эффективность» существующая сейчас техника ВДВ превосходит все мировые аналоги. Единая база позволяет резко сократить возимые запасы оборудования, запасных частей, горючего и смазочных материалов, упрощает обслуживание и обучение личного состава (что крайне важно при использовании техники в локальных операциях, в отрыве от тыловых частей). К этому следует добавить возможность доставки всей номенклатуры техники при помощи транспортных самолетов и вертолетов в любую точку с последующим десантированием, в том числе — с экипажем внутри машины. Имеющаяся боевая техника позволяет вести боевые действия в горах до 3500 м, преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов и дает возможность захода на десантный корабль из воды. БМД-БТР-Д отлично «тянут» даже в тяжелых дорожных условиях и в горах, достаточно надежны. «Нона-С» и БТР-Д с ЗУ-23-2 успешно решали задачи непосредственной огневой поддержки подразделений.
Но, несмотря на все эти положительные качества, существующая боевая техника ВДВ давно нуждается в модернизации вооружения и ходовой части. Кроме того, подразделениям часто приходится действовать в стесненных условиях, когда сказывается слабая защищенность машин семейства БМД-БТР-Д от поражения легкими противотанковыми средствами, крупнокалиберным стрелковым оружием или подрыва, связанная с жесткими ограничениями по массе и размерам. Проблема повышения защищенности бортов при необходимости решается путем навешивания на них, например, ящиков из-под патронов, заполненных песком или щебнем, но устойчивость легкой машины от подрыва на мине или фугасе остается прежней. В Афганистане и в ходе чеченских кампаний подразделения ВДВ пересаживали на БМП и БТР-70 (80). Разработки новых комплектов ДЗ с ослабленным зарядом или с невзрывным наполнителем (например разработки НИИ стали) дают надежду на повышение защищенности БМД-БТР-Д без превышения массогабаритных ограничений. О попытках повышения огневой мощи БТР-Д сказано выше.
Остается надеяться также, что на вооружение нашей «крылатой пехоты» все же скоро поступит новая более совершенная боевая техника, созданная с учетом недостатков и достоинств, свойственных первому поколению боевых машин десанта, бронетранспортеров десантных и специальных машин, созданных на их базе. А пока «алюминиевые старушки», пройдя плановый капремонт или очередную модернизацию, продолжают верой и правдой служить Отечеству.

Литература

1. Авдеев Ю. Всем машинам — «машина» // «Красная звезда». 11.06.2005.
2. Бронетанковая техника. — М.: «Гончаръ», 1994.
3. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. — М.: ГАБТУ, Военное издательство, 1988.
4. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. — Кубинка: ГАБТУ МО РФ, 2001.
5. Бронетранспортер БТР-Д. Инструкция по эксплуатации. — М.: Военное издательство, 1988.
6. Вараксин Ю.Н., Бах И.В., Вигодский С.Ю. Бронетанковая техника СССР (1920—1974). — М.: ЦНИИ информации, 1981.
7. Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905—1995 гг.). — СПб.: Невский бастион, 1996.
8. Костин Б.А. Маргелов. Серия ЖЗЛ. — М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2005.
9. Петухов С.И., Шестов И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России, ч.1 и 2. — М.: Издательство ВПК, 1998.
10. Потапов Ю.М. О жизни и службе в XX веке. М., Редакционно-издательский центр МО РФ, 2005.
11. Саенко М. БТР-Д // М-Хобби. 2004, №9.
12. Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. — М.: АСТ Астрель, 2002.
13. Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации — 2006. Тематический сборник. М., «Информационный мост», 2006.
14. Творцы бронетанковой техники // Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005, №8.
15. Федосеев С.Л. Десантное семейство // «Братишка», электронная версия.


Автор:  Максим Саенко, Семен Федосеев

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Возврат к списку


Яндекс цитирования liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой